Возможно, затонувшие сокровища Екатерины Великой сохранились, пишет газета "The Art Newspaper Russia". Среди ушедших на дно полотен могли быть работы Рембрандта, Рубенса и других известных художников. И хотя сохранность ценностей вызывает много вопросов, на право обладать коллекцией претендуют сразу несколько стран, рассказывает обозреватель Дмитрий Буткевич.
Любопытный материал прочел я в последнем номере "The Art Newspaper Russia". Называется он "Затонувшие сокровища Екатерины Великой все-таки сохранились?". Речь идет о голландском двухмачтовом флейте "Фрау Мария", который в 1771 году отправился из Амстердама с грузом, предназначенным для императрицы Екатерины II и спустя месяц после начала плавания затонул у берегов нынешней Финляндии. Которая тогда, кстати, еще находилась в составе Швеции, а после, в течение 100 лет, — в составе Российской империи.
Грузом была коллекция голландского лесопромышленника и мецената Геррита Браамкампа, которую агенты — дилеры, мы бы сейчас сказали, — приобрели на открытых торгах от лица императрицы. Инструкции русскому послу в Гааге Дмитрию Голицыну были даны такие: "Покупайте то, что в моем вкусе; платите столько, сколько это стоит". Тот и платил. Купили коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, но, пожалуй, главное — около 300 картин голландцев и фламандцев. Считается, что там могли быть полотна Рембрандта, Рубенса, Доу, Поттера.
Напомню, что несколькими годами раньше именно Екатерина стала первой покупательницей аукционного дома Christie's. А коллекция Браамкампа исчезла в водах Ботнического залива. Там ее, а вернее, "Фрау Марию", на глубине 41 м. обнаружил в 1999 году отряд дайверов под руководством финского историка Кристиана Альстрема. Финн еще в 70-е годы нашел в архивах упоминание о корабле. Экспедиция получила разрешение Национального совета Финляндии по древностям поднять шесть экспонатов, затем начались суды с Правительством за проценты с поднятых вещей, потом дело застопорилось.
Сейчас ситуация непростая: на сокровища претендуют и Россия, и Финляндия, и Швеция. Пиотровский, президент Союза музеев России, предлагает организовать совместную экспедицию по подъему корабля, который, кстати, сохранился на 90%, законсервировать его и создать некий музей. Маловероятно, что картины сохранились, а вот скульптуры и фарфор — вполне возможно. А если вдруг полотна перевозились в свинцовых колбах, то они живы. Существует виртуальный музей "Фрау Марии", его руководство предлагает превратить корабль в мобильный музей, который бы путешествовал между Питером, Амстердамом, Стокгольмом и Хельсинки.