«Музыка сама нашла себе эти четыре непоставленных сценария»
Олег Нестеров о том, как создавался проект «Из жизни планет»
В какой момент ты решил вырваться из этого привычного хода вещей: песни, альбомы, клипы, гастроли? Все-таки новый проект — нечто принципиально иное.
Как сказал композитор Евгений Дога, "я каждое утро кладу пальцы на клавиатуру в надежде, что они что-нибудь мне сыграют". Я беру гитару в руки и включаю диктофон. Три года назад я начал "принимать" новые музыкальные темы и понял, что "рыба" пошла совершенно особенная. Это была музыка явно не из сегодняшнего дня, и при этом она явно кинематографична. Но фильмов этих я не видел и музыки не слышал. Я понял, что она откуда-то из 1960-х, и начал изучать это время. И сама музыка в итоге нашла это "кладбище неснятых фильмов" 1960-х годов.
А конкретнее можно?
Ну, например, я рассказал о своей идее Дуне Смирновой, она познакомила меня с Любой Аркус, главным редактором журнала "Сеанс", и та тут же направила меня по нужному следу. Случайно моим соседом в комиссии по госэкзаменам оказался историк кино Валерий Фомин, и его книга "Кино и власть" для меня стала основным путеводителем. Андрей Сергеевич Смирнов рассказал, как осенью 1963 года на одном только "Мосфильме" закрыли 12 фильмов, и это в момент небывалого взлета. Историю о фильме "Причал" режиссера Владимира Китайского я впервые услышал от одного редактора на телевидении. В итоге музыка нашла себе четыре сценария, которые не были поставлены. И тут я понял, что мне скучно делать из этого просто альбом-саундтрек. В голове сразу возникла идея сайта, причем нового поколения — web documentary, который включал бы в себя различные мультимедийные форматы. Помимо самой музыки — заглавных тем и титровых песен — я сразу же представил себе такой механизм: ты читаешь сценарий, и в тех местах, где в фильме должна звучать музыка, она звучит. В рамках такого сайта мои четыре истории можно обрамить контекстом, дав картину этого мощнейшего поля — прерванной эволюции. Взяв за основу опрос сотни экспертов журнала "Сеанс", дополнив его мнениями киноведов и историков кино — Евгения Марголита, Наума Клеймана и Валерия Фомина, мы выделили 120 самых значимых советских фильмов с 1960-го по 1970 год (большинство из них, кстати, можно будет посмотреть прямо на сайте, без всякой рекламы) и параллельно составили список из 70 нереализованных проектов разной степени проработки, которые в потенциале должны были перевернуть весь кинематограф. Среди самых известных — "Жанна д'Арк" Панфилова, "Вымыслы" Климова и "Степан Разин" Шукшина.
В какой-то момент ведь зазвучало модное слово "краудфандинг". Кому-то оно нравится, а кто-то говорит: "Я не хочу идти с протянутой рукой, это против моей природы".
Краудфандинг — справедливейшая история, которая все ставит на свои места. В краудфандинге главное — говорить правду. "Нам нужно столько-то!" — и тут же кто-то говорит: "Ничего себе!" Но это не музыкальный туризм, мы не жируем, мы едем сводить пластинку в Кельн, на старую студию EMI, потому что мы либо сделаем, как нужно, либо никак. Но реализовать музыкальную часть проекта "Из жизни планет" полностью на деньги поклонников пока не удалось, сбор средств на "Кругах" продолжится до конца марта. А сайт я вообще делаю на свои. Когда мы его построим, там наверняка будет какая-то кнопка, позволяющая отблагодарить постфактум и хоть что-то вернуть.
Вообще-то, по идее, государство должно буквально бежать за вами и бросать в вас деньгами, спрашивая, не нужно ли еще.
Если честно, я всегда приходил в ужас от необходимости общения с какими-то чиновниками. Я, может быть, покажусь наивным, но я просто буду ждать обратную связь, если кому-то это покажется важным и интересным, он сам придет. А какие деньги это будут — государственные или частные, какое мне дело. Уже этой осенью мы хотим начать регулярно показывать музыкальный спектакль, который делается на основе этого проекта. Прообраз спектакля "Мегаполис" покажет в "Гоголь-центре" 30 апреля.