Жесткая цена
Детали
Напряженность между Москвой, Киевом и Западом рикошетом ударила по экономике всех участников "процесса"
Как и положено, в первую очередь досталось непричастным, находившимся за тысячи верст от Майдана, к примеру, на берегу Индийского океана: там отказывались выдавать наличность по украинскому "пластику".
Пробило и гривну — она спикировала за 10 дней с 7,99 до 11 гривен за доллар. Люди побежали к банкоматам, но деньги по евро и долларовым вкладам выдавали только в нацвалюте и по коммерческим курсам банков, да еще с соблюдением суточной нормы — 1,5 тысячи долларов в руки. Впрочем, несмотря на все эти предосторожности, из украинских банков вытащили 30 млрд гривен.
В России хуже всего пришлось биржам: после дебатов о перспективах использования "ограниченного контингента" индекс ММВБ упал на 10 процентов, РТС — на 12 процентов. Потом, после разъяснений президента, случился отскок, но лишь на 5 процентов. За этим в четверг последовал новый обвал — почти на величину отскока. Для сравнения: в августе 2008 года, когда гремели пушки, индекс РТС упал на 6,51 процента, ММВБ — на 5,25 процента. Эксперты почти единодушны в оценках перспектив: Россия в 2014-м потеряет из-за оттока капитала в два раза больше, чем ожидала,— до 180 млрд долларов. И прогнозируют уже не стагнацию, а рецессию экономики.
Западу тоже пришлось несладко: в начале прошлой недели акции подешевели на всех биржах, вызвав рост цен на нефть и газ. Говорят, нервозность была заметна еще до начала кризиса на Украине — инвесторы стали выводить деньги с развивающихся рынков. Может, и так, но пик этой самой нервозности однозначно пришелся на конкретную неделю — прошлую.
Украина
Революционное правительство обнаружило в закромах родины "крохи" — 360 тысяч долларов. Между тем по кредитам Киев обязан только в этом году выплатить около 8 млрд долларов, а весь госдолг — около 40,5 процента ВВП страны. Его предстоит обслуживать в условиях двойного дефицита — и текущего, и бюджета. Помимо госдолга имеются и обязательства в частном секторе: по итогам прошлого года украинский бизнес задолжал "дочкам" семи российских банков 9,7 млрд долларов. Есть и весомый долг "Газпрому" (2,1 млрд долларов). А скидка на газ, начавшая было действовать, на II квартал продлена не будет.
В Киеве надеются на МВФ. Между тем сам фонд чуть ли не вдвое сократил посулы: неделю назад говорили о 20 млрд евро, теперь — только об 11. Еще миллиард, но долларов, готовы предоставить США. На первое время обещает подкинуть и ЕС. По словам еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, Киеву дадут 610 млн евро и газ: около 6 млрд кубометров в месяц из Венгрии и Польши и, возможно, до 10 млрд кубометров газа в год от немецкой RWE. До лета этого хватит, а вот потом придет время пополнить газохранилища на 15 млрд кубометров, иначе с осени возможны проблемы с транзитом.
Реально Киеву можно рассчитывать только на два источника кредитования — МВФ и Россию. А чтобы хоть как-то свести концы с концами, денег надо 35 млрд долларов.
В конце недели глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу объявил о предоставлении Украине пакета финансовой помощи со стороны ЕС объемом 11 млрд евро на предстоящие годы.
Россия
В Москве активно интересуются делами Крыма и даже анонсировали старт проекта по строительству моста через Керченский пролив. Симферополь уже запросил 1 млрд долларов помощи крымскому бюджету и 5 млрд долларов инвестиций.
Где найти деньги на все это, пока не очень понятно. Экономические прогнозы для России на 2014 год и так не блестящи. Теперь к обещанному (стагнации, девальвации рубля и инфляции, росту скрытой безработицы и сокращению бизнеса и инвестиций) добавится, например, рост цен на продовольствие. Ведь, несмотря на клише о том, как прибыльно экспортировать нефть, на деле в большем выигрыше оказываются импортеры продтоваров. А этот бизнес сильно зависит от курса валют. Так что скачок цен на разные группы товаров уже составил от 2,5 до 10 процентов. Здесь и санкции никакие не нужны — и так будет больно.
Запад
Кстати, о санкциях. От Евросоюза экономического "фи" ждать не стоит — единства среди его участников по этому поводу нет. А вот визовые неурядицы появиться могут: в минувший четверг председатель Совета ЕС Херман Ван Ромпей выступил с заявлением, что Евросоюз приостанавливает переговоры с Россией об облегчении визового режима. Также, по словам Ван Ромпея, ЕС готов рассмотреть и другие меры: замораживание активов и отмену саммита Россия--ЕС.
У США повестка шире. Самый серьезный убыток для России из уже имеющихся — срыв переговоров по пакету инвестиционно-торговых соглашений, аналога зоны свободной торговли, который должен был заработать с 2015 года. Кроме того, сорвано подписание спецсоглашения, без которого налог с любого пассивного зарубежного актива для россиян увеличится втрое.
Еще обещано: ввести санкции против российских банков, заморозить активы госкомпаний и частных инвесторов, установить визовые ограничения для россиян.
Реанимация запрета на ввоз в Россию американской свинины — единственный пока отклик Москвы. В Россельхознадзоре не на шутку рассердились на то, как его делегацию развернули в аэропорту Вашингтона.
Вряд ли Запад испугало заявление российского сенатора Клишаса, пообещавшего арестовать западные активы в России, как и заявление советника президента Сергея Глазьева, пригрозившего уходом России из доллара в другие валюты. Очевидно, размышления о том, что ущерб от введения возможных санкций в отношении России будет взаимным, в расчет принимаются. И как их не принять: на долю России приходится 31 процент от европейского импорта газа и 27 процентов объемов нефти. Кстати, газ, обещанный Киеву ЕС, будет Made in Russia.