«Путин, приди! Народу помоги!»
Жители Харькова отметили 8 марта митингом против киевских властей
В Харькове в субботу прошел масштабный митинг в поддержку сближения с Россией. Несколько тысяч человек потребовали признания нынешнего руководства Украины нелегитимным и проведения референдума по вопросу федерализации страны. Защитить интересы жителей юго-восточных регионов Украины, по мнению манифестантов, может только Москва. За ходом акции, участники которой в этот раз обошлись без штурма обладминистрации, следил в Харькове корреспондент "Ъ" ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО.
Пророссийские жители Харькова начали собираться на площади Свободы еще утром, однако к началу митинга большая ее часть все еще пустовала. Впрочем, стоит учитывать размеры харьковской площади – она занимает шестое место по величине в Европе. А вот в расположенном неподалеку зоопарке было не протолкнуться – утром в очереди на вход стояло несколько сотен человек. Ранее руководство зоопарка объявило о грозящей животным голодной смерти: с января из-за неразберихи в стране казначейство Украины не перечисляет средства на содержание животных. Харьковчане решили самостоятельно помочь им выжить.
Тем не менее, и на митинге в итоге собралось несколько тысяч человек. Самым популярным словом среди участников манифестации было слово «референдум». Однако по поводу того, какие именно вопросы стоит вынести на всенародное обсуждение, единства не было.
– Мы требуем референдума. Нам не нравится, что губернаторов назначают. Мы хотим их выбирать, – заявила мне активистка движения «Защита Харькова», скрывавшая лицо под шарфом цветов российского флага.
Со сцены же требовали референдума о федерализации Украины и о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. Впрочем, и эту идею поддерживали не все.
– Согласны ли мы спрашивать у львовской гопоты, на каком языке говорить? – обратился к участникам митинга представитель харьковского антифашистского комитета Вячеслав Мельников. По его словам, если и проводить общеукраинский референдум, то лишь по вопросу дальнейшего «внешнеполитического вектора» развития страны.
В целом же требования участников харьковского митинга были менее радикальными, чем требования участников схожих акций в Донецке. Манифестанты в Донбассе дружно говорили о присоединении к России. Многие же харьковчане, участвовавшие в субботнем митинге, признавались мне, что пришли на площадь лишь за тем, чтобы отстоять право на выборы губернатора.
– Мы за единую Украину! Я, например, предлагаю сходить к памятнику Тарасу Шевченко и возложить цветы, – заявил мне один из манифестантов.
Тем не менее, были и те, кто высказывался однозначно в поддержку присоединения юго-востока страны к РФ.
– Путин, приди! Народу помоги! - скандировали манифестанты. Главную опасность они видели в экспансии «бендеровцев» и «западенцев». В толпе обсуждали информацию о якобы грядущем отказе от использования кириллицы на Украине и замене ее на латиницу. Кроме того, многие даже не ставили под сомнение слухи о том, что накануне из киевского аэропорта Борисполь был вывезен в США весь золотой запас Украины.
Много нелестных слов было сказано в адрес руководства области и города. Со сцены утверждали: в ночь на 23 февраля, во время атаки прозападных активистов на памятник Ленину, теперь уже бывший глава региона Михаил Добкин и мэр Харькова Геннадий Кернес «куда-то исчезли, оставив город один на один с бендеровцами».
– Но его (Харьков — "Ъ") отстояли молодые ребята. Они показали, что мы не просто толпа, – утверждали ораторы.
Ближе к концу митинга один из «защитников Ленина» зачитал пространную резолюцию, состоящую из множества пунктов. Среди них – признание нелегитимности киевской власти, требование к СБУ и МВД «не подчиняться путчистам», проведение 30 марта выборов губернатора и депутатов всех уровней, отказ от кредита ЕС и МВФ, прекращение преследования пророссийских активистов и бойцов ныне расформированного спецподразделения «Беркут», запрет нацистских организаций. Кроме того, в принятой резолюции содержится просьба к России выступить гарантом безопасности жителей Харьковской области.
Участники акции часто вспоминали и о других юго-восточных регионах Украины.
– Харьков, Крым, Донбасс! – кричали одни. Другие их поддерживали:
– Се-вас-то-поль!
Вспоминали на митинге и так называемого «народного губернатора» Донецкой области Павла Губарева, который в четверг был взят силовиками под арест и тайно вывезен в Киев. Участники митинга в Харькове признались мне, что в их городе единого лидера протестов пока не видно. Впрочем, на эту роль претендует глава общественного фонда "За честь и достоинство" Игорь Массалов. Именно он на митинге предложил избрать «народного губернатора» Харькова. В разговоре с Ъ господин Массалов не стал отрицать того, что сам не против получить на этот пост. По его словам, после выборов на «народном вече» планируется «получить от президента Украины Виктора Януковича документ, подтверждающий полномочия и легитимность народного губернатора». В качестве своей первоочередной цели Игорь Массалов назвал «широкую автономию» региона. «А дальше посмотрим», – добавил он.
Спустя несколько часов после начала митинга центр событий переместился на противоположную часть площади Свободы. Собравшиеся там манифестанты обратили свой гнев на обладминистрацию, расположенную через дорогу. Напомним, 1 марта во время аналогичного пророссийского митинга его участники попытались взять здание штурмом. В результате начавшихся столкновений пострадали не менее 75 человек.
В этот раз командир отряда милиции всячески пытался успокоить людей. Однако вначале совершил ошибку – обратился к ним на украинском языке.
– Мы ничего не понимаем! Говори по-русски! – раздраженно закричали ему.
В конце концов милиционер пояснил, что не стоит поддаваться на возможные провокации. Однако затем нечто, что можно расценивать как провокацию, все-таки произошло: группа лиц с флагами объединения «Боротьба» («Борьба») прорвала оцепление, после чего толпа хлынула через улицу к крыльцу здания обладминистрации. Автомобильное движение пришлось экстренно перекрывать.
На штурм, впрочем, в этот раз никто так и не пошел: подходы к зданию были заблокированы хорошо вооруженными бойцами милиции, стоявшими в семь-восемь рядов. Так что все собравшиеся просто продолжили выкрикивать лозунги.
– Что бы еще покричать такое хорошее? А давайте “Европу — в ****”? – предложила стоявшая рядом со мной женщина.
Ее призыв находившиеся рядом манифестанты немедленно поддержали. Тем временем, девушки, которые по случаю 8 марта были на митинге с букетами, вставляли тюльпаны в щиты стоявших в первом ряду бойцов милиции.
Участники митинга постоянно вглядывались в окна администрации, высматривая там назначенного Киевом губернатора Игоря Балуту. Время от времени кто-то указывал на окно то второго этажа, то третьего, то четвертого. Однако губернатор так и не показался. В итоге манифестанты решили сменить диспозицию: они пошли маршем через центр Харькова к городскому исполкому. Милиция несогласованному шествию не препятствовала. Наоборот, стражи правопорядка шли во главе колонны и регулировали автомобильное движение. За время шествия произошел лишь один инцидент: с балкона четвертого этажа одного из домов некая женщина начала сыпать на головы манифестантам землю из цветочных горшков. Многотысячная колонна остановилась и дружно ответила ей криком «Позор!».
В итоге у здания горисполкома манифестанты постояли не более пяти минут, после чего решили идти обратно – на площадь Свободы.
– Ребята, отдыхайте! – обратилась одна из участниц акции к охранявшим вход в горисполком бойцам милиции, которые уже готовились к отражению штурма.
По пути назад пророссийские манифестанты встретились с группой кришнаитов. Песня с неизменным припевом «Харе Кришна, Харе Рама» слилась в воздухе со скандированием «Путин, приди! Народу помоги!»