Взгляд с экрана

Depeche Mode вернулись в Петербург

Английские суперзвезды Depeche Mode приехали с повторным концертом в рамках все того же Delta Machine Tour и всего-то через девять месяцев. Поклонники, которым хотелось добавки после прошлого раза, получили почти ту же самую программу — на том же месте и в тот же час. МАКС ХАГЕН оценил работоспособность ее участников и их общественную активность.

Для местных реалий столь скорый визит группы такого ранга — случай почти небывалый. Но сложились и последняя часть тура в Европе, и востребованность в народе, и, что уж там, чаяния менеджеров индустрии, знающих толк в ценах и доходах. Вариант с Depeche Mode для российских промоутеров беспроигрышный — СКК был предсказуемо полон. Концертная глыба, правда, слегка уменьшилась в объемах, из сет-листа вылетели четыре песни из последнего альбома "Delta Machine". Решение, в общем-то, спорное; закоренелым фанатам всяко будет праздник, но когда группа при всей своей могучей дискографии годами молотит одни и те же вещи, невольно приходят мысли о бронзе и прочих металлах. Свобода в случае с последними концертами Depeche Mode оставлена разве что для акустических номеров Мартина Гора, да и то в рамках пары песен вроде "But Not Tonight" или "Shake the Disease", тасуемых на бис и не требующих специального света и видео. Здесь только и остается, что пересматривать старые концерты типа "101" или "Devotional", где Depeche Mode выступают в самом соку.

Концерты Delta Machine Tour в обозримом будущем тоже появятся на DVD, хотя в YouTube уже можно посмотреть очень приличные по качеству фанатские видео. Кроме, собственно, стандартного сет-листа, они обнаруживают и отрепетированность всех сценических движений солиста Дэвида Гэхена. Сессионному клавишнику Питеру Горденьо он "дает пять" каждые два дня — с точностью до полусекунды после соло в "Enjoy the Silence". Возможно, он даже специально перед концертом перекладывает себе туши на веки, чтобы, вспотев, "расплакаться" черными "слезами" во время исполнения "Walking in My Shoes" — это действительно впечатляет. Организаторам разве что надо было намекнуть ему, что в ситуации с трагикомичными инициативами борцов за нравственность и при стоящем на билете возрасте 6+ секси-танцы вокруг микрофонной стойки лучше не устраивать. Просто на всякий случай.

Выдав в альбоме жесткий и минималистичный электронный звук, Depeche Mode для концертов все же оставили свойственное им богатство аранжировок, разве что поправив их в сторону шершавости. Смущало здесь скорее увлечение Мартина Гора основательно перегруженным и подфузованным звуком гитары. Где-то это работало неплохо: насквозь электронная в оригинале "Precious", вдруг превратилась в подобие четкого рок-боевика. В "In Your Room" или "I Feel You" гитарного "мяса", наоборот, оказывалось многовато. К тому же вечные проблемы со звуком в СКК, особенно на флангах, превращали музыку в ритмичный грохот.

Минимализм если и царил, то в визуальном оформлении. Для этого тура Антон Корбейн не стал мудрствовать — и к лучшему. Разделенный на треугольные дельта-секции основной экран показывал в основном лаконичные клипы или живую нарезку. Видеоряд к "Enjoy the Silence" можно честно считать одним из самых лучших в концертной истории Depeche Mode. Изображение "вплющенных" в экран девушек, изломанных все той же дельтовидной йогой, поначалу кажется просто фотографией. Но когда одна из них вдруг моргает, а другая чуть поворачивает лицо — ощущение как от зомби, вылезающего из шкафа. А симпатичные собачки в "Precious", хотя и выглядели мило, но вызывали ненужные умственные сверхусилия. Что хотел здесь выразить Корбейн, никто так, кажется, и не понял — озадачились даже "прожженные" в видеоарте коллеги. В то же время непритязательные видеоэффекты, накладывавшиеся на живые крупные планы музыкантов на экранах, выглядели более чем адекватно. Черно-белая картинка в "Black Celebration" или пушистый синий ореол вокруг Гора во время "But Not Tonight" прямо намекали, из какого времени пришла группа. Так и вспоминались телепрограммы из 1980-х и первые засмотренные видеокассеты.

В свете украинского противостояния, отмены концерта Depeche Mode в Киеве и последовавших невеселых политических кувырков с Крымом возникал вопрос, обозначат ли музыканты хоть парой слов свой взгляд на то, что происходит вокруг страны, где их так любят. В общем-то, в России уже привыкли, что западные музыканты регулярно выражают свою точку зрения — поводов им подкидывается более чем достаточно. То, что Мартин Гор, например, не чужд общественным инициативам, заявляла его футболка. На ней был крупно написан лозунг движения "Free Paco Now", поддерживающего филиппинца Пако Ларраньягу — не то законно осужденного, не то подставленного с двойным убийством. Перед концертом еще и была прокручена "социальная" реклама: чтобы у африканских детей было больше чистой воды, фанатам Depeche Mode, видимо, надо покупать швейцарские хронографы Hublot — со средней ценой в полмиллиона рублей. Так или иначе, казалось, даже возник подходящий момент для важных слов: Дэвид Гэхен завел разговор со зрителями — как раз следующей была песня "Policy of Truth". Но дело ограничилось стандартными благодарностями и радостями от новой встречи. Музыка для масс в этот раз обошлась без политики.

Вся лента