Юго-восток Украины вырабатывает тактику
Уличное противостояние переходит в политическую борьбу
В выходные на юго-востоке Украины продолжились митинги сторонников и противников сближения с Россией. Наиболее драматично события развивались в Луганске, где пророссийские активисты временно захватили здание областной госадминистрации. Впрочем, опрошенные "Ъ" эксперты полагают: добиться прорывных результатов активистам будет сложно — программы действий у них нет, а единственный политик, реально претендовавший на роль лидера, Павел Губарев арестован. В таких условиях вернуть доверие жителей юго-востока попытается Партия регионов, переживающая самый серьезный кризис в своей истории.
В воскресенье Луганск пополнил список городов Украины, обладминистрации которых удалось взять пророссийским манифестантам. Днем возле администрации собралась толпа из нескольких тысяч человек. Они ворвались внутрь здания и вывесили над ним российский флаг. Милиция не препятствовала. Манифестанты поднялись в кабинет губернатора области Михаила Болотских и заставили его написать заявление об отставке.
Впрочем, позднее стало ясно, что победа была временной. "Заявление я писал под давлением, ведь была угроза от сепаратистов физической расправы над женщинами и детьми, находившимися в здании областной госадминистрации,— объявил вечером Михаил Болотских и добавил: — Заявление недействительно. Я продолжаю работать". А Генпрокуратура Украины открыла уголовное производство по факту захвата луганской обладминистрации.
По подобному сценарию события развиваются не впервые: манифестанты в Донецке и Харькове ранее также без отпора со стороны правоохранительных органов брали под контроль обладминистрации, однако удержать их не могли. Опрошенные "Ъ" украинские политологи сходятся во мнении: пророссийские активисты пытаются повторить крымский сценарий, добиваясь перехода всех ветвей власти "на сторону народа". Однако уровень их поддержки в Донецкой, Харьковской и Луганской областях гораздо ниже, чем в Крыму. Кроме того, у лидеров протестов нет четкой программы действий.
Да и о самом существовании лидеров можно говорить с оговорками. В Луганске на ведущие позиции выдвинулся командир организации "Луганская гвардия" Александр Харитонов — именно он вел людей на захват обладминистрации. В Харькове на роль лидера претендует глава общественного фонда "За честь и достоинство" Игорь Массалов. В субботу на митинге он выдвинул идею избрания "народного губернатора", подтвердив "Ъ", что сам не прочь занять этот пост. По его словам, после выборов на "народном вече" планируется "получить от президента Украины Виктора Януковича документ, подтверждающий полномочия и легитимность народного губернатора". В качестве первоочередной цели господин Массалов назвал "широкую автономию" региона. "А дальше посмотрим",— добавил он. Впрочем, и Харитонова, и Массалова поддерживают далеко не все участники акций протеста.
Активно примерял роль лидера и донецкий "народный губернатор" Павел Губарев. На прошлой неделе он, уверовав в победу, активно распределял руководящие должности в своей будущей администрации и даже налаживал международные связи: "вышел на депутатов Госдумы, представителей правительства Крыма и органов власти приграничных территорий" с целью обсуждения возможностей для совместных действий. На вопрос "Ъ", с кем из российских депутатов он контактировал и о чем, "народный губернатор" ответил уклончиво: "Они вырабатывают позицию. Как только скажут, какую поддержку нам могут оказать, я вам сообщу". Спустя пару часов после того разговора сотрудники СБУ арестовали Павла Губарева и увезли его в Киев.
Харьковский политолог Валерий Дудко заверил "Ъ": уровень протестной активности на юго-востоке Украины спадет через пару недель, при этом уже сейчас требования становятся все менее радикальными. "Предварительным условием харьковского "Антимайдана" была федерализация страны. Но теперь на этом настаивает лишь Крым,— говорит собеседник "Ъ".— Требования же тех, кто выходит на митинги у нас, сводятся к соблюдению права общаться на русском и нормализации отношений с Россией".
Перераспределение полномочий между центром и регионами не является уже невыполнимым требованием — за реформу выступают как жители, так и многие чиновники. "Общемировая практика свидетельствует о необходимости расширения прав органов местного самоуправления. Украина в этом плане отстает",— посетовал "Ъ" секретарь донецкого горсовета Сергей Богачев. Он давний член Партии регионов, которую можно считать одной из главных жертв Майдана. "Для нас наступили тяжелые времена. Нас бросили наши лидеры, каждый день из фракции выходят депутаты. Уходят члены партии — по разным причинам, падают наши рейтинги",— признал в пятницу зампред Партии регионов Сергей Тигипко.
Участники пророссийских митингов на юго-востоке страны в разговорах с "Ъ" не скрывали возмущения "предательством" со стороны бывшей правящей партии, представители которой согласились работать с "фашистской киевской властью". Спастись от краха "регионалы" смогут в случае, если займутся отстаиванием требований манифестантов, по крайней мере наименее радикальных из них,— вроде перераспределения полномочий между Киевом и регионами. О переформатировании политики партии может быть объявлено уже 15 марта, когда в Донецке пройдет всеукраинский съезд "регионалов".