"Именно теперь вопрос о русских за рубежом приобретает окраску, которой не было раньше"

Референдум в Крыму о возможности присоединения к России, который пройдет на этой неделе, знаменует новый этап в истории не только постсоветского пространства, но и веху в развитии российской национальной идентичности, рассуждает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Когда Советский Союз распался двадцать с лишним лет назад, все с облегчением отмечали, несколько мирно это произошло. Но было странно полагать, что вопрос о границах решился раз и навсегда. Во-первых, незыблемых границ не бывает. Не было столетия, когда они серьезно бы не пересматривались. Во-вторых, распад СССР впервые в истории превратил русских в разделенный народ — иностранцами оказались почти 25 млн человек, проживавших в союзных республиках.

Политика России в отношении соотечественников никогда не отличалась последовательностью. И поскольку Москва проявляла индифферентность по поводу диаспоры, резкие шаги по защите соотечественников, как в августе 2008-го или марте 2014-го, вызывают недоверие. Однако именно теперь вопрос о русских за рубежом приобретает окраску, которой не было раньше.

Россия ищет новую идентичность. И идея "русского мира" становится частью меняющейся самоидентификации. Российская диаспора — источник человеческого капитала, который в ближайшие десятилетия станет наиболее востребованным ресурсом во всем мире, предметом острой конкуренции государств. Соотечественники, то есть люди того же языка и культуры, не несут с собой проблем, которые связаны с притоком мигрантов другого происхождения.

Демографические реалии заставят Россию привлекать извне интеллект и рабочую силу. Собирание людей, создание для них привлекательных условий выходит на первый план. У России нет альтернативы тому, чтобы превращаться в "плавильный котел". Это потребует активной и продуманной миграционной политики.

Украинские события послужили катализатором дискуссий о том, как облегчить приобретение российского гражданства — жителями Украины либо всеми жителями СНГ. Шаг в правильном направлении, хотя понятно, что нужны специальные процедуры отбора и регулирования — российское общество должно привыкнуть к растущему притоку. И осознать, что такова новая реальность.

Вся лента