Сделайся сам
Мария Портнягина — о том, на что ориентируется новое поколение при выборе профессии
Россия стоит на пороге профориентационного сдвига: диктат родителей при выборе профессии ослабевает, на первое место у выпускников школ все чаще выходит самореализация
Специалисты НИУ ВШЭ в рамках проекта "Мониторинг инновационного поведения населения" спросили родителей, кем они хотят видеть своих детей в будущем. На первом месте оказался набивший всем оскомину юрист, на втором — врач, замкнул тройку лидеров традиционный экономист. И это несмотря на многолетнее стремление государства уменьшить поток молодых людей на специальности "юрист" и "экономист".
В 2013-м набор абитуриентов по профилям "экономика" и "управление", по данным Минобра, снизился на 19,8 процента. Государственные приоритеты были закреплены в росте бюджетных мест по направлениям: медицина, инженерно-технические и естественнонаучные специальности (он составил 5,9, 5,3 и 2,5 процента соответственно).
За зафиксированной исследователями НИУ ВШЭ тройкой профессий-лидеров стоит упорное желание родителей, чтобы их дети стали специалистами в финансовых и правовых вопросах.
— Эти профессии в массовом сознании ассоциируются с тем, к чему стремится большинство россиян,— это стабильный доход и карьерные перспективы,— объясняет Константин Фурсов, завотделом исследований результативности научно-технической деятельности НИУ ВШЭ, руководивший проектом.— И на аргумент, что эти специалисты не востребованы на рынке труда, у родителей есть справедливое возражение: квалифицированные работники всегда нужны.
Как отмечают авторы проекта, выбор профессии врача, которая оказалась второй по популярности, объясняется так: врач занимает важное место в нашей повседневной жизни, у нас доктор всегда был и остается уважаемым человеком. К тому же, полагают эксперты, эта профессия становится высокодоходной, особенно с развитием добровольного медстрахования и частной медицины.
Для россиян важен престиж профессии. Результаты опроса родителей авторы проекта сопоставили с данными о наиболее уважаемых профессиях. Причем отдельно посчитали профессии, пользующиеся общественным признанием и вызывающие личное уважение. Получилась картина, которая удивила самих исследователей. Так, наибольшим общественным признанием пользуются юристы, политики, предприниматели, врачи и программисты, а личным уважением — врачи, учителя и квалифицированные рабочие. Однако видеть своих детей политиками, учителями или рабочими захотели только 6 процентов родителей. Престиж предпринимателя в обществе остается сравнительно высок, хотя и упал с 46 процентов в 1996 году до 26 процентов сегодня, что связано с состоянием деловой среды в стране. Общее правило: россияне предпочитают стабильную зарплату наемного работника нервной жизни предпринимателя с большими доходами. По этой же причине творческие профессии, хотя и пользуются признанием в обществе, у родителей вызывают опасение.
— В нашей стране выросло уважение к профессии ученого,— отмечает Константин Фурсов.— Но когда речь заходит о выборе ее для своих детей, то родители сразу дают полный назад. А вот уважение к профессии инженера растет вместе с выбором, и это скорее ответ на ожидания профессионального сообщества и заявления последних лет о том, что стране нужны инженеры.
Эксперты НИУ ВШЭ подчеркивают, что интерес со стороны родителей к профессиям ученого, инженера, предпринимателя, программиста и переводчика заметно выше в крупных городах, особенно в Москве. Это скорее связано с большими возможностями трудоустройства и уровнем оплаты труда. В крупных городах, отмечает Фурсов, также заметнее слой молодых людей, которые в выборе профессии ориентируются не только на размер зарплаты, но и на возможность самореализации. И это для нас новое явление.
— Фактор стабильности был очень важен для выпускников наших школ лет десять назад, но постепенно им становится важнее, чтобы на работе было интересно,— считает Владимир Чернявский, партнер McKinsey&Company, эксперт в области образования.— На первом месте для них сложность и важность задач, профессиональное развитие, коллектив единомышленников. В этом россияне больше схожи с американскими сверстниками, чем, например, с французскими, для которых фактор стабильности и престижа гораздо сильнее.
— При выборе профессии действительно наблюдается ценностный сдвиг от стабильности к поиску идентичности, в том числе профессиональной,— соглашается Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования, доктор психологических наук.— Но у нас преобладает ориентация на потребление, и это, безусловно, является препятствием для самореализации. Кроме того, при выборе профессии сильное давление на ребенка оказывают родительские амбиции. Дети нередко становятся заложниками завышенных ожиданий и даже комплексов родителей, связанных со стремлением достичь прежде всего материального благополучия. Но, по моим наблюдениям, диктат авторитарных установок родителей будет уменьшаться.
По данным социологов, старшеклассники в выборе будущей профессии действительно чаще всего (25 процентов) ориентируются на мнение родителей, однако в последние годы все большую конкуренцию им составляют интернет-ресурсы (21 процент).
Ставка на самореализацию у молодых — отличительный признак развитых стран. Развивающиеся же общества ценят доход и стабильность. И, похоже, Россия готовится сделать шаг вперед.