Даты
60 лет назад «Огонек» опубликовал фотографию памятника Юрию Долгорукому, который был отлит на Мытищинском заводе и готовился украсить площадь перед Моссоветом
60 лет назад "Огонек" опубликовал фотографию памятника Юрию Долгорукому, который был отлит на Мытищинском заводе и готовился украсить площадь перед Моссоветом (тогда, ныне — мэрия Москвы),— открытие памятника состоялось 6 июня 1954 года. Произведение скульптора Сергея Орлова положило конец смене монументов на площади. В начале века здесь стоял памятник генералу Скобелеву, но в 1918 году слугу царского режима убрали. В центр площади водрузили трехгранный обелиск в честь советской Конституции. Через год его дополнили статуей Свободы. По одной версии, для памятника позировала племянница Станиславского Вера Алексеева, по другой — мхатовская красотка Евгения Хованская. Незадолго до войны обветшавший памятник — на материалах тогда экономили — был снесен. Появление бронзового Юрия Долгорукого сопровождалось многочисленными курьезами (была даже организована экспедиция во главе с антропологом Михаилом Герасимовым в Киев для поисков останков — планировалось устроить торжественное перезахоронение к 800-летию Москвы). Автором скульптуры был выбран Сергей Орлов, который до этого занимался мелкими формами в фарфоре, из-за чего работа над проектом получилась нервной и оставила в городском фольклоре массу анекдотов.
А в марте 1954 года "Огонек" писал: "С балкона здания Моссовета открывается вид на Советскую площадь, знакомую миллионам. Красочные открытки с ее изображением разошлись по всему свету. Но скоро открытки прежних изданий устареют. Сейчас возводится постамент. Укладываются массивные гранитные плиты серого цвета. По углам будут установлены гранитные шары, каждый диаметром в метр. Когда 7-метровый пьедестал будет готов, на нем водрузят статую высотой в 5,6 метра".
Сколько ни шутили над бронзовым Долгоруким (останки князя все-таки нашли в 1989 году, князь оказался низкорослым, толстым, с непропорционально длинными руками — отсюда и историческое прозвище, и из-за остеохондроза он не мог сидеть на коне), но ему за прошедшие 60 лет удалось стать московской достопримечательностью.