"Есть что-то шагаловское в этих гуляющих по волжским берегам мужиках и бабах"
В Арт-центре на Волхонке пройдет первая крупномасштабная выставка художника Евгения Расторгуева. Образы русской провинции отражают оригинальный взгляд живописца на городецкие земли и их обитателей, рассказывает Дмитрий Буткевич. Также на экспозиции будут представлены графика в масляной пастели, акварели и работы в технике ассамбляжа.
Больших выставок Евгения Расторгуева в Москве я не припомню. Знаю, что была персональная экспозиция в Питере, в K-Gallery, помнится, вроде, небольшая выставка в Центральном доме художника. Так что теперь зрителям предоставляется редкая возможность увидеть сразу около 50-и работ мастера в залах Арт-центра на Волхонке. Выставка называется "Русь уездная. Городецкие фантазии". Художник был родом из Нижегородской области, позже проводит в тамошних метах большую часть творческой жизни. Питался образами русской провинции, городецкой земли. Я попросил сказать о художнике несколько слов куратора выставки Расторгуева, его невестку, также художницу Людмилу Варламову.
"Художник этот совершенно необыкновенный. Он очень тонкий. С тонкой душой, тонкой организацией и пластичный. Получил хорошее образование, учился в Суриковском у Сергея Васильевича Герасимова. Эти вещи, которые висят здесь на стенах, из городецкой серии, городецкие фантазии, которые показывают характер русского человека. Например, он был в Америке, была выставка в Питтсбурге, его назвали "русским Шагалом". Витебские евреи летали над Парижем, а здесь городецкие мужики летают над Волгой", — рассказывает она.
Действительно, есть что-то шагаловское в этих летающих или гуляющих по волжским берегам мужиках и бабах. И, конечно, многое взято от городецкой игрушки, с ее аляповатой яркостью часто несочетаемых цветов одежды, колоколообразными развевающимися сарафанами и мужскими рубахами, странными плоскостными, словно деревянными контурами фигур. Рядом выставлена графика Расторгуева, – три серии в техниках акварели, гуаши и масляной пастели. В том числе, серия "Ничегошки", которую, по словам Людмилы Варламовой, мастер создавал из "подручных материалов", рисуя на газетных и обойных обрывках, что-то приклеивая сверху. В общем, в технике ассамбляжа.
Кстати, пишут, что "Городецкая коллекция" в столь полном виде выставляется в России в последний раз – большинство работ продано за границу.