В поисках лица
В начале нулевых в России получили распространение чудодейственные процедуры, позволяющие скорректировать внешность с помощью подкожных инъекций. С тех пор, по данным консалтинговой компании Step by Step, рынок эстетической медицины ежегодно прирастает на 7-12 процентов. Для многих пациентов "укол красоты" — это шаг навстречу карьере, семейному счастью, гармонии с окружающим миром
Гладкая кожа
Сложно найти человека, который был бы доволен своей внешностью. Именно потому все увереннее в нашу жизнь входит новое направление в медицине, позволяющее с помощью хирургического вмешательства или инъекций корректировать внешность. Однако если на пластическую операцию, требующую значительных финансов, крепкого здоровья и терпения, решится далеко не каждый, то популярность "уколов красоты" растет стремительными темпами. Эта тенденция не обошла и Россию, что вполне объяснимо: укол — процедура менее болезненная, реабилитационный период меньше, да и стоит дешевле.
В зависимости о состояния пациента, решившего подкорректировать свою внешность, индустрия красоты готова предложить два вида уколов. Для коррекции мимических морщин предназначена ботулинотерапия. В мимические мышцы (горизонтальные морщины лба, углы глазниц, морщины в области шеи) тонкими иглами вводится препарат, сокращающий двигательную активность мышц, благодаря чему разглаживаются морщины, достигается эффект значительного лифтинга лица. Из препаратов, предназначенных для этих целей, в России официально зарегистрированы диспорт, ботокс и ксеомин. Об окончательном эффекте можно судить через 2 недели, результат держится 4-6 месяцев. Затем процедуру лучше повторить. Из всех эстетических инъекций ботулинотерапия пользуется наибольшей популярностью среди россиян.
О том, что бактерия Clostridium botulinum парализует нервно-мышечную систему человека, стало известно в 1949 году. Чуть позднее исследования показали, что микродозы ботулотоксина расслабляют мышцы. Кстати, ботулотоксины используют и для лечения повышенной потливости (вводят в область подмышек, ладоней, в ягодичную область). Действие инъекций после процедуры проявляется в течение 24-72 часов, сухость обработанных областей сохраняется 6-12 месяцев.
Стоимость укола рассчитывается исходя из цены работы врача и препарата. У ботулотоксинов это условно принятая "единица" активности, определяемая экспериментальным методом. В среднем в российских клиниках ее стоимость составляет 350 рублей, для "выключения" мимики требуется примерно 100 "единиц". Таким образом, вся процедура для коррекции морщин лба и области глаз обойдется примерно в 15-20 тысяч рублей.
Пациентам, решившим избавиться от статических морщин, вернуть утраченные с возрастом объемы лица, изменить объем и размер губ или форму носа, помогут инъекции филлеров. По времени нахождения в тканях после инъекции они подразделяются на постоянные (перманентные), длительно действующие и временные. Чаще всего из-за рубежа в Россию ввозятся Teosyal, Juvederm и Belotero. При помощи очень тонкой иглы заполнитель вводится непосредственно в морщинки и складки кожи. Эффект коррекции длительно действующими препаратами составляет 1,5-2 года. В среднем результат введения временного филлера в зависимости от типа препарата можно наблюдать от 4-6 до 8-12 месяцев. При расчете цены инъекции филлером к стоимости работы врача принято прибавлять стоимость шприца препарата — в зависимости от объема она начинается от 5 тысяч рублей. Коррекция губ обойдется в 15 тысяч, коррекция утраченных объемов, например, в области скул — от 40 тысяч рублей.
Практически все процедуры проводятся сидя или полусидя. Специальным карандашом размечаются линии или точки введения препарата (в зависимости от используемой техники), при необходимости проводится обезболивание (например, при коррекции формы и объема губ). Места введения протираются антисептическим раствором. После инъекции проводится еще одно обеззараживающее протирание, наносится мазь или гель, снижающие объем нежелательных явлений (синяки, припухлость, кровоподтеки), делается легкий массаж. Окончательный результат можно оценивать опять же через 2 недели.
"Сейчас растет доля более масштабных процедур. Это может быть большой объем вмешательства, который сопоставим по стоимости с хирургической коррекцией",— отмечает врач-дерматолог, косметолог, к.м.н., эксперт Merz Aesthetics Анастасия Сайбель.
Красота требует терминов
Эстетическая медицина — отрасль индустрии красоты и здоровья, предлагающая медицинские услуги по контурной пластике лица и тела.
Лифтинг — подтяжка кожи лица средствами косметологии или пластической хирургии.
Ботокс, диспорт, ксеомин — различные коммерческие названия одного и того же средства, главным компонентом которого является ботулотоксин типа А.
Ботулотоксины (нейротоксины) — лекарственные препараты, при подкожном введении которых наступает временный паралич мимических мышц, что приводит к разглаживанию морщин и подтяжке кожи лица.
Филлеры (от англ. to fill — заполнять) — препараты для коррекции формы и объема лица путем восстановления утраченных или недостающих объемов в области морщин и складок лица.
Гиалуроновая кислота — один из самых безопасных и распространенных филлеров, применяемых в контурной пластике и эстетической медицине.
Волюмайзер — филлер на основе гидроксиапатита кальция, обеспечивающий безоперационный лифтинг лица и долговременную коррекцию морщин.
Мезонити — тончайшие нити, внедряемые под кожу лица в контурной пластике.
Процент морщин
"Сохраняется тенденция старения населения — на первый план выходит такое понятие, как активное долголетие. Да и современное качество жизни предполагает, что красота — это уже не дар природы, а отправная точка в вопросах личной жизни и карьеры,— замечает генеральный директор компании "Мерц Фарма" Ольга Авдошина.— По данным исследования Face Value Beauty Survey, в России связь между красотой и успехом сильнее, чем где-либо еще. Поэтому и старения опасаются больше всего тоже в нашей стране: три из четырех россиянок боятся потерять молодость".
Среди пациентов, прибегнувших к такой терапии, преобладают женщины — их 70 процентов, причем чаще всего (26 процентов) — в возрасте 51-55 лет. Чуть менее активно используют ее женщины 31-35 лет (20 процентов) и 46-50 лет (19 процентов). Мужчины, решившиеся на инъекции, составляют 30 процентов пациентов, возраст которых в основном превышает 45 лет.
Двадцать процентов из тех, кто обратился к помощи специалистов, составляют пациенты, пережившие травму — после ДТП может проявиться резкая асимметрия лица. "Остальные 80 процентов — это особенности генетики. Они не больные люди. Это не посттравматический синдром, не медицинские, а чисто эстетические показания, — рассказала госпожа Сайбель, которая, как выясняется, ходит на уколы ботулотоксина.— Я вижу, что если я сейчас мимику не буду контролировать, то у меня морщины перейдут в залом".
Как подчеркивают эксперты, противопоказания у ботулотоксинов есть (в их состав входит один самых сильных в природе биологических ядов), но их немного. Более того, 98 процентов из противопоказаний связаны именно с низким профессионализмом специалистов, проводящих процедуры. Чтобы сократить риск попадания в лагерь "жертв красоты", следует как можно внимательнее выбирать клинику и доктора, которому вы доверите коррекцию своего лица. Что касается последствий неправильного выбора, то очень убедительные данные приводит Daily Mail в своем материале со ссылкой на британского хирурга Джулиана де Силву: в 2012 году в Великобритании после инъекций гелеобразного вещества было зафиксировано 32 случая потери зрения, вызванных попаданием ботокса в артерию.
Легальный шприц
"Хорошая работа медика-косметолога — это когда не видно, что сделано, но человек хорошо выглядит",— объясняет Анастасия Сайбель.
Гарантией того, что вам окажут качественную услугу, станет лицензия клиники на соответствующий вид медицинской деятельности ("терапевтическая косметология"). Можно изучить резюме врачей и портфолио на сайте учреждения. К врачам требования выше. В нашей стране нет специализации "врач-косметолог". Врачи получают высшее образование по специальности "лечебное дело" или, например, "педиатрия". Если врач окончил вуз ранее 2010 года, то у него должен быть сертификат специалиста (дерматолога-венеролога) и документ, подтверждающий специализацию по косметологии. Если позже, достаточно сертификата специалиста по косметологии. Плюс у доктора должен быть сертификат, подтверждающий, что он прошел обучающий курс, на котором компания-производитель знакомит слушателей с особенностями препарата и методиками его введения (отдельный документ на каждый (!) препарат).
Угрозу для пациентов представляет продукция, ввезенная в Россию нелегально. "Серый импорт" занимает примерно такой же процент, что и в сфере товаров повседневного спроса — около 20 процентов среди филлеров и 17 процентов ботулотоксинов. Препараты везут сами врачи в чемоданах "для личного пользования" из стран Южной Азии и Европы. Их менее "подвижные" коллеги покупают на специализированных сайтах. Чтобы обезопасить себя от нелегальных препаратов, можно попросить специалиста клиники предъявить сертификат качества на конкретную серию продукта.
"Если доктор четко следует пожеланиям пациента, ничего не объясняя и не анализируя вместе с пациентом его лицо, это настораживает. Когда я вижу, что определенная процедура не нужна, то стараюсь объяснить, почему не надо так делать. Если доктор говорит о том, что для гармонизации образа вам нужно еще сделать ряд процедур, он должен объяснить, почему",— советует Анастасия Сайбель.
Врач-косметолог не только корректирует внешность — он должен увидеть внутренние причины внешних проблем. "Если я вижу, что носогубные складки или морщины скорби связаны со стоматологическими проблемами, я сначала отправлю пациента к стоматологу. Зато асимметрия лица может быть связана с нарушением позвоночника",— поясняет доктор Сайбель.
"Есть ряд исследований, которые говорят о том, что с изменением внешнего вида меняется психоэмоциональный фон. И у неврологов есть такие исследования, которые подтверждают, когда мы уменьшаем депрессивную мимику, реально улучшается психоэмоциональное состояние",— рассказывает госпожа Сайбель.
Какую роль способны сыграть уколы красоты в судьбе человека? Ответ у каждого, кто решился на это, свой. Так или иначе в большинстве случаев за инъекциями приходят в поисках гармонии — между внешним и внутренним я, между своим видением собственного образа и тем, как этот образ воспринимают окружающие.
Доля шанса
Анастасия Сайбель, врач-дерматолог, косметолог, кандидат медицинских наук, полагает, что эстетическая медицина дает людям новый шанс
Мне кажется, что современная медицина позволяет не только чувствовать себя молодым и здоровым, но и выглядеть здоровым вне зависимости от возраста. Это веяние времени.
Но если лет пять назад ко мне приходили чаще всего люди с просьбой сделать губы или убрать носогубную складку, то сейчас просто хотят выглядеть хорошо, естественно.
Конечно, около 70 процентов моих пациентов — это женщины в возрасте 35-50 лет, которые хотят подчеркнуть внешнюю привлекательность.
Доля мужчин растет, сейчас их около 30 процентов в возрасте 45 лет и старше. Основное пожелание у мужчин — закамуфлировать свое внутреннее состояние и эмоции. Говорят: я не хочу, чтобы мои подчиненные увидели, что я ими недоволен в данный момент.
Есть и другой пример. К нам приходят люди после аварий или больные люди, которым мы можем помочь. Если человек выглядит инвалидом или больным и мы можем ему помочь, изменить самоощущение, улучшить внешний вид, почему нет?
Человек хочет выглядеть нормальным, здоровым, хочет быть успешным, потому что реально от лица многое зависит, порой успех и даже карьера.
И это тоже тенденция последнего времени.
Пациенты все чаще понимают, что, во-первых, они будут более естественно выглядеть, если чуть раньше начнут обращать на себя внимание, а во-вторых, инъекционным способом они могут добиться, по сути, даже лучшего результата, чем хирурги могут им дать.
Сейчас благодаря тому, что мы можем иногда и сочетать хирургию с нашей инъекционной коррекцией, человек выглядит естественно. А не как какая-то кукла или инопланетянин. Это однозначно.