«Система, задуманная как охрана прав, превратилась в инструмент конкуренции»
Станислав Протасов, сооснователь и глава разработки компании Acronis
Софтверные компании только в последние годы осознали, что патент может стать важным инструментом не только защиты прав, но и нападения. Об этом свидетельствует сайт Американского патентного офиса, на котором можно найти практически все когда-либо зарегистрированные в США изобретения. Так вот, на сайте отчетливо видно, что до середины 1980-х софтверные компании практически не интересовались вопросом патентования, но начиная с 1990-х корпорации поняли, каким важным средством конкурентной борьбы может быть патент.
Не так давно хорошо всем известная российская компания ABBYY выиграла патентный суд у американской фирмы Nuance. Предыстория очень простая. Nuance производит программное обеспечение примерно в той же области, что и россияне, и в итоге попыталась доказать, что те нарушают ее патенты. В Nuance попробовали представить все так, будто добропорядочная американская компания производила софт, когда полумафиозная российская корпорация попыталась нечестно откусить у них часть рынка. Но в ходе разбирательства была предоставлена переписка менеджеров ABBYY и Nuance, из которой стало понятно, что в суд последние подали, только когда ABBYY отказалась продаться по дешевке. Раскрытие переписки изменило мнение присяжных, и в итоге россияне смогли отстоять свою правоту, доказав, что их продукты и чужие патенты не пересекаются. Вообще история довольно типичная, и окончиться она могла по-разному.
Интересно, что сотрудники Nuance в переписке открыто говорили о том, что замотают ABBYY патентными судами. И это действительно распространенная практика — таков один из способов использования патентов при нападении. Часто его практикуют крупные компании по отношению к небольшим, но очень активно развивающимся конкурентам или к тем, кого просто хотят недорого купить. Обвинение в нарушении патентов как минимум позволяет получить через суд доступ к финансовой и другой важной информации обвиняемого. Это, в свою очередь, помогает оценить стоимость последнего, если корпорация нацелилась на его покупку. Кроме того, патентный суд — длинное и очень затратное дело, он вполне может обходиться по $10 млн в год, и это не исключительный случай. Понятно, что для небольшой фирмы подобная сумма — огромные деньги (тем более что затраты на адвокатов в любом случае не возместят), и корпорация, для которой та же сумма является незначительной, может буквально до смерти ее замотать. А дальше можно купить конкурента за бесценок, а можно и оставить умирать.
Впрочем, все это касается и крупных компаний — их может и не пугать перспектива потратить существенные деньги на суд, но проблема в том, что патентные разбирательства очень непростые и присяжные далеко не всегда могут разобраться не то что в сути, даже в терминологии (надо понимать, что это самые обычные люди, не имеющие никакого отношения к технологиям). Это означает, что проиграть может даже невиновный. Поэтому нередки случаи, когда обвиняемые соглашаются на требования нападающих и продаются последним, причем со значительным дисконтом (иногда это могут быть даже сотни миллионов долларов), или просто выплачивают им компенсацию. В итоге большинство патентных дел вообще не доходит до конца.
Сегодня патентные суды стали настолько распространенным инструментом борьбы, что компании могут участвовать в нескольких разбирательствах одновременно в качестве обвиняемого или обвиняющего. Например, американская корпорация Symantec за последние десять лет, если верить публичным источникам, судилась как минимум 53 (!) раза, причем до суда дошло всего два дела, одно из которых они выиграли. Вполне обычная ситуация.
Кроме того, нельзя не затронуть тему «патентных троллей», для которых суды — основной бизнес. «Патентные тролли» находят изобретателей-одиночек или разорившиеся компании и скупают у них патенты, после чего подают в суд на тех, у кого есть патенты в похожих областях, требуя роялти или откровенно побуждая откупиться. Крупные игроки, особенно публичные, обычно так и поступают: суммы для них незначительны, а вот суды могут неблагоприятно отразиться на стоимости акций. Впрочем, некоторые идут на принцип, как, например, корпорация Kaspersky, которая в конце 2013 года выиграла суд против известного «патентного тролля» Lodsys.
Система, изначально задуманная как охрана прав, в конечном счете превратилась в инструмент конкуренции. Сегодня в Америке активно обсуждают, как изменить ситуацию, чтобы защитить добропорядочные компании.
В России пока крайне редко происходят патентные разбирательства и, насколько я знаю, практически нет «патентных троллей». В итоге локальные компании нередко пренебрегают регистрацией патентов. Но я бы посоветовал не игнорировать реальность: да, патентование обходится недешево ($10–15 тыс. на подачу заявки и еще примерно $20 тыс. на ее получение), однако халатность, как мы видим, может обойтись гораздо дороже. Для стартапов существует, к примеру, так называемый provisioning patent, когда предприниматель за пару тысяч долларов подает патент, а строго через год может его оформить.
Хорошая новость состоит в том, что патентные войны грозят только достаточно крупным компаниям, на стартап с оборотом $1 млн никто покушаться не станет. Но регистрировать право на интеллектуальную собственность все же лучше с самого начала. Так же как и научиться защищать свои права в судах, особенно если вы стремитесь на глобальный рынок.