Пилоты вертолета не справились с погодой
Причинами гибели 24 пассажиров Ми-8 предварительно названа некачественная подготовка экипажа
Несоблюдение правил полетов и низкий уровень подготовки пилотов стали причиной катастрофы вертолета Ми-8 в Якутии в июле прошлого года. Такой вывод сделали эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Тогда погибли 24 из 28 находившихся на борту человек, включая 11 детей. Выжить удалось лишь трем членам экипажа и одному пассажиру — 12-летнему мальчику.
"Наиболее вероятной причиной катастрофы вертолета Ми-8Т RA-22657 ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии"" явилось несоблюдение командиром воздушного судна правил визуальных полетов" — к такому выводу пришли специалисты МАК. Напомним, что Ми-8 врезался в сопку и сгорел 2 июля 2013 года, когда выполнял рейс из поселка Депутатский в Усть-Янск. Рейс считался коммерческим, его официальной задачей являлась "перевозка пассажиров, почты и груза". Заказчиком перелета выступала администрация Депутатского района Якутии. На борту Ми-8 находились экипаж из трех человек и 25 пассажиров, в том числе 11 детей, из которых троим не было и двух лет.
По версии МАК, после вылета из Депутатского вертолет попал в тяжелые метеоусловия: шел сильный дождь, на землю опустился туман. Специалисты считают, что командир экипажа Михаил Бельков принял "несвоевременное решение о возврате на аэродром вылета при ухудшении метеоусловий" и снизился "ниже безопасной высоты полета в горной местности". Отдельно отмечается, что первый пилот не имел достаточных навыков и опыта полетов вслепую, по приборам, а качество его полетной подготовки как командира "не соответствовало фактическому уровню".
В результате Ми-8 в 40 км от места вылета во время набора высоты задел хвостом склон горы, упал и загорелся. Выжить удалось только троим членам экипажа и 12-летнему мальчику. Раненый первый пилот по спутниковому телефону доложил диспетчерам о происшествии и вызвал спасателей.
Первое объяснение происшедшей трагедии Михаил Бельков смог дать уже 8 июля. "Я начал разворот влево для возврата на Депутатский. Появился серый фон, и я понял, что это гора,— сказал он.— Я закричал: "Гора" или "Земля"... Примерно через несколько секунд произошло столкновение". Но уже через три дня пилот изменил показания. По его новой версии, вертолет попал "в сильный нисходящий поток воздуха", что привело к "грубому приземлению на склон горы". При этом автоматическая система опасного сближения с землей якобы была включена, но тревожных сигналов не подавала. Кстати, позже выяснилось, что командир экипажа и второй пилот не имели допуска к эксплуатации системы оповещения сближения с землей. А в самой авиакомпании "Полярные авиалинии", отметили проверяющие, отсутствовала "технология включения, проверки и летной эксплуатации системы раннего предупреждения близости земли и взаимодействующих с ней систем". Также выяснилось, что не только подготовка экипажа оставляла желать лучшего, но и руководство авиакомпании не довело до него точные данные о маршруте и высоте полета.
В МАК считают, что трагедию, "возможно, можно было бы предотвратить", если бы экипаж Ми-8 был лучше подготовлен. Между тем "способствующими факторами" гибели людей названы "непродуманное размещение пассажиров", незакрепленный багаж и почта, а также неиспользование ремней безопасности.
Нужно отметить, что заключение МАК носит предварительный характер. Уголовное дело по факту катастрофы в Якутии расследуется сотрудниками Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР. На основании отчета МАК следствием будет назначена отдельная судебная летно-техническая экспертиза. Ранее в ходе расследования уже был проведен ряд сложнейших исследований. Например, генетическую экспертизу для опознания погибших пришлось проводить по костным останкам, поскольку тела пассажиров при крушении и пожаре Ми-8 были настолько обезображены, что были уничтожены даже "биологические следы".