На одном «ЭГО» не уедешь
Торги на перевозку нефти для самарской «дочки» «ЛУКОЙЛа» вызвали удивление у участников рынка
Торги на перевозку сырой нефти, проведенные самарской «дочкой» НК «ЛУКОЙЛ» ООО «Самара-Нафта», фактически оказались сорванными по вине одного из участников. По данным „Ъ“, трехлетний контракт на сумму около 3 млрд рублей с необходимостью выхода на линию порядка 150 тягачей в сутки достался небольшой самарской компании — ООО СПК «ЭГО». Согласно информации на сайте фирмы, ее автопарк составляет всего 20 автомобилей, конкуренты говорят, что фактически их в два раза меньше. Собеседники „Ъ“ уверяют, что, несмотря на условия контракта, «ЭГО» не смогло выпустить свои авто на линию в марте и исполнять его обязательства приходится другим перевозчикам. В «ЛУКОЙЛе» проблемы с перевозками опровергают.
Итоги торгов по выбору подрядчика на перевозку сырой нефти ТПП «Ритэк-Самара-Нафта» (входит в ОАО «НК «ЛУКОЙЛ») к пунктам налива в систему трубопроводов ОАО «Транснефть» удивили многих участников рынка. По информации из открытых источников, ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» в октябре 2013 года объявило тендер на перевозку нефти автомобильным транспортом в интересах ТПП «Ритэк-Самара-Нафта» с шестью лотами, результаты его планировалось объявить в декабре 2013 года. Срок действия контракта — с 2014 по 2016 годы. Общая сумма его официально не называется, но по информации „Ъ“, речь идет примерно о 5 млрд рублей. В настоящее время, согласно информации на официальном сайте НК «ЛУКОЙЛ», тендер отменен. При этом в пресс-службе компании „Ъ“ заявили, что, несмотря на это, контракты были заключены и перевозчики исполняют свои обязанности.
На торги подали заявки порядка 12 предприятий, но непосредственно к аукциону были допущены ООО «Самараавтотранс‑2000», ООО «Автостройиндустрия», ООО ГК «Волжские берега» и ООО СПК «ЭГО». Общее число техники, заявленное участниками торгов, по информации собеседников „Ъ“, составляет порядка 220 автомобилей. При этом для реализации контракта, по их словам, необходимо ежедневно 193 автоцистерны с бойлером. Правда, в пресс-службе НК «ЛУКОЙЛ» оценивают потребность примерно в 150 машин.
По сведениям „Ъ“, по итогам торгов два самых крупных лота на 3 млрд рублей выиграло ООО СПК «ЭГО», транспортный парк которой составляет, согласно официальному сайту предприятия, всего 20 автомобилей. Остальные участники торгов разделили между собой еще четыре лота, общая стоимость которых составляет порядка 40–50 % от суммы, разыгранной на тендере. При этом если другие перевозчики уже имели опыт сотрудничества с НК, то ООО СПК «ЭГО» учувствовало в конкурсе впервые. Владельцем 100 % долей ООО, по данным kartoteka.ru, является Игорь Шевченко. Господин Шевченко также владеет ООО «Самара-Скан-Сервис», ООО «Ульяновск-Скан», ООО строительная компания «ЭГО».
Исполнением обязательств в рамках выигранного тендера компания Игоря Шевченко должна была заняться с 1 марта. Однако, как говорят собеседники „Ъ“ в транспортных предприятиях, нефтевозы СПК «ЭГО» выйти на линии якобы не смогли, в компании сослались на некие трудности. В итоге «Ритэк-Самара-Нафта» и «ЛУКОЙЛу» пришлось продлить еще на месяц контракты с действующими перевозчиками.
В ТПП «Ритэк-Самара-Нафта» на запрос „Ъ“ вчера не ответили. В пресс-службе НК «ЛУКОЙЛ» заявили, что сейчас у «Самара-Нафты» нет никаких сложностей с перевозкой сырой нефти. «На самом деле «ЭГО» не является единственным победителем тендера. Было шесть лотов, из которых компания «ЭГО» смогла взять только два, и она получила не самые большие объемы», — сообщили в пресс-службе. На вопрос „Ъ“ о том, почему на официальном сайте компании опубликована информация об отмене данного тендера, собеседник „Ъ“ заявил, «что подрядчики были выбраны не на основании результатов торгов», «контракты заключены в том числе с компанией «ЭГО». Директор ООО СПК «ЭГО» Олег Болтенков лишь подтвердил, что компания принимала участие в тендере, о результатах его, как и о автопарке предприятия, он беседовать отказался.
Один из участников торгов директор ООО ГК «Волжские берега» Наталья Сечкина рассказала, что находится в полном недоумении относительно предположительных результатов торгов. «Конечные победители тендера пока не определены, но основной претендент известен — это компания «ЭГО». Сейчас же перевозки осуществляем в том числе и мы, поскольку у данной компании не хватает материально-технической базы», — подтвердила она. О том, что в настоящее время приходится выполнять работы, которыми должно заниматься ООО «ЭГО», заявил и руководитель другой компании, пожелавший остаться неназванным. Он также отметил, что для выполнения своих обязанностей компании нужно около 150 тягачей с бойлерами, на приобретение которых потребуется около 650 млн рублей.
В России несколько предприятий специализируются на производстве автомобильных цистерн для перевозки нефтепродуктов. В Поволжье на этом специализируются, в частности, ОАО «Завод ГрАЗ» (Нижегородская область), ООО «КамаСпецТранс+» (Башкортастан) и ЗАО «Сеспель» (Чувашия). Как пояснил собеседник „Ъ“, на чувашском предприятии выполнить заказ на 150 нефтевозов в короткие сроки проблематично, свободной техники у производителей в наличии мало и в основном она производится по предзаказам.
«Даже если удастся собрать тягачи, то с заказом емкостей возникнуть определенные сложности. Сейчас заводы даже при заказе небольшой партии берут определенный срок на подготовку, и он составляет около двух месяцев», — рассуждает госпожа Сечкина.