Автомобили вошли в историю
Мэрия Москвы раскрыла информацию о машинах, их владельцах и авариях
Как стало известно “Ъ”, московские власти запустили интернет-сервис, позволяющий по VIN-номеру узнать историю автомобиля перед покупкой. В частности, можно получить данные о ДТП, в которых побывала машина, количестве ее собственников или пройденном техосмотре. В перспективе в базу попадут данные о комплектации машины и сервисном обслуживании. Эксперты уверены, что услуга станет платной: ее зарубежные аналоги Carfax и Autocheck берут с пользователей до $40 за запрос.
Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы запустил портал «Автокод» avtokod.mos.ru, где можно узнать «историю» машины перед покупкой. Введя VIN-код и номер свидетельства о регистрации, гражданин получает следующие данные: год выпуска, модель, цвет, мощность, экологический класс и объем двигателя, а также количество владельцев машины (без фамилий, по годам владения). Кроме того, по запросу выдаются данные о последнем пройденном техосмотре, о ДТП и возможных ограничениях (к примеру, о наложенном судами запрете на регистрацию автомобиля). Вся эта информация доступна лишь для владельцев машин, зарегистрированных в Москве и Подмосковье.
Как рассказали “Ъ” в ДИТ, в перспективе в базу попадут данные об авариях не только из ГИБДД, но и от автостраховщиков. Кроме того, можно будет выяснить, не находится ли автомобиль в залоге у банка, уточнить комплектацию и получить данные о сервисном обслуживании машины. Как говорят в ДИТ, для этого сейчас ведутся переговоры с дилерами и автопроизводителями. Впоследствии будет разработана и мобильная версия «Автокода»: одной из ее опций станет отправка в ГИБДД фотографий машин, нарушающих ПДД.
До сих пор российские водители могли пользоваться лишь зарубежными сервисами, чтобы узнать историю машины до момента ее ввоза в Россию. Американский сервис Carfax, созданный в 1980-х годах, использует данные из 34 тыс. источников в США и Канаде. Основной конкурент Carfax — система Autocheck. Чтобы уточнить судьбу машины в России, водители, как правило, пользуются полулегальными способами. В частности, машины «пробивают» на постах ДПС, договорившись с инспектором. Несколько лет назад доступ к своим данным, в частности по наложенным штрафам на владельцев машин, стала предоставлять и ГИБДД. В феврале 2014 года ГИБДД РФ запустила сервис, позволяющий по VIN-номеру узнать о судебных или таможенных ограничениях, наложенных на машину. В ГИБДД обещают, что в апреле 2014 года на сайте автоинспекции автомобиль можно будет «пробить» и на угон.
Лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев (участвует в разработке федеральной базы данных об истории машин) считает, что московский «Автокод» обязательно станет платным. «Carfax берет $40 за полный отчет по машине, Autocheck — $30. В России, думаю, есть возможность взимать за услугу от 100 до 1000 руб., но бесплатной она точно не будет,— считает господин Канаев.— Необходимо обрабатывать поступающие данные и держать базу данных в рабочем состоянии». Впрочем, в ДИТ уверяют, что планов по монетизации услуг у них нет.
Президент автохолдинга «Фаворит моторс» Владимир Попов готов делиться с «Автокодом» информацией о машинах с его сервиса. «Но встает вопрос о сохранности личных данных клиентов — предполагается, что они попадут в открытый доступ. Возможно, потребуется разрешение автовладельцев»,— рассуждает он. Впрочем, господин Попов говорит, что у официальных дилеров обслуживается лишь 10% машин, «а остальные — в гаражных сервисах, от которых не получишь данных о ремонте». «Действительная польза от сервиса начнется лишь тогда, когда граждане смогут получить данные о машинах, находящихся в банковском залоге»,— подытоживает он.
Как автомобилистов приучают к новым правилам проезда
Платные дороги пока вызывают в душе российского автомобилиста пролетарскую ненависть. Водители готовы часами стоять в пробках, лишь бы не платить за проезд. Правда, как показывает практика, весь вопрос в цене. Читайте подробнее