Брокеры для народа
Что спровоцировало приток клиентов в российские брокерские конторы
Кризис на Украине вызвал обвал российского фондового рынка — только в марте 2014-го индекс ММВБ снизился на 11%. На биржу, как в 2009-м, валом повалили "физики", желающие заработать на падении рынка. На волне этого тренда отечественные брокеры пытаются вовлечь в биржевую игру широкие слои неподготовленных граждан.
"Если я куплю акции "Газпрома", сколько процентов дохода я получу через три месяца?" — сегодня это один из часто задаваемых вопросов консультантам из брокерских компаний. Украинский кризис и последовавшее за ним падение российского рынка ценных бумаг вызвали интерес к торговле акциями у простых граждан, решивших приобрести подешевевшие активы на перспективу.
В расчете на таких неподготовленных клиентов брокерская компания "Фридом финанс" открыла интернет-магазин, где акции можно покупать, как ботинки. На сайте сделана витрина самых ходовых ценных бумаг, клиент делает заказ (минимальная сумма — 10 тыс. руб.), общается с консультантом, потом к нему приезжает курьер с пакетом документов. За удобство клиент платит увеличенную комиссию — 3% суммы сделки.
Сайт был запущен в октябре 2013 года, но серьезный спрос появился лишь сейчас. "Только за один день, 3 марта, когда Совет федерации РФ одобрил ввод войск в Крым, у магазина появилось 16 новых клиентов",— говорит заместитель гендиректора "Фридом финанс" Дмитрий Панченко. На конец марта 2014-го у магазина насчитывалось 400 покупателей. В свой магазин "Фридом финанс" вложила около $180 тыс. Брокерская компания зарабатывает основные деньги на активных инвесторах, а магазин создан, чтобы привлекать новых неопытных клиентов. "Мы как Facebook — сначала наберем базу пользователей, а потом придумаем, как ее монетизировать",— говорит Панченко. Клиентам, например, можно будет предлагать платные учебные курсы.
Другие брокеры тоже радуются наплыву клиентов. Президент холдинга "Финам" Владислав Кочетков рассказал, что в марте клиенты "Финама" открыли 2,7 тыс. новых счетов — это в полтора раза больше, чем в феврале 2014-го. Директор по маркетингу компании "БКС-брокер" Руслан Смирнов говорит, что БКС в феврале запустила онлайн-продукт iSmart: "Это готовые рекомендации по покупке и продаже акций в удобном интерфейсе, клиенту не нужно ничего делать — мы делаем все за него".
Это повторение ситуации 2008-2009 годов, когда на фондовый рынок пришли тысячи желающих заработать на подешевевших бумагах. По данным Московской биржи, в середине 2008-го на ММВБ открывалось по 7-8 тыс. новых брокерских счетов физических лиц в месяц, а в октябре 2008-го — уже 26 тыс. новых счетов. Но в 2010 году российский рынок вошел в длительную стагнацию, и к началу 2014-го биржа растеряла половину активных трейдеров.
57,5 тыс. активных розничных клиентов (совершающих хотя бы одну сделку в месяц) насчитывалось на российском фондовом рынке в феврале 2014-го. В декабре 2009-го их было вдвое больше — 114,1 тыс. человек. Активные трейдеры, как правило, перегорают за год, говорят брокеры: за это время они успевают растратить свой оборотный капитал. По оценкам брокеров, за год состав активных трейдеров на бирже обновляется на 90%