Слон в посудной лавке
Freemium снова может стать модным ― Evernote научился зарабатывать на халявщиках
Компания Evernote, распространяющая популярное приложение для "облачного" хранения данных, создала интернет-магазин брендированных товаров. Продажа сканеров, рюкзаков и "бизнес-носков" может стать основой новой бизнес-модели — или сделать Evernote героем стартаперских анекдотов.
В конце 2013 года Evernote имела в активе 80 млн пользователей. Как говорит глава российского представительства компании Родион Насакин, за прошлый год число пользователей в нашей стране удвоилось и достигло 2 млн человек. Когда "Секрет фирмы" писал об Evernote в октябре 2010 года, у компании было 4 млн клиентов во всем мире и 70 тыс. в России.
Уже тогда доходы от premium-пользователей, которые платили за дополнительные возможности $5 в месяц, превышали текущие расходы. В начале 2013 года доля платящих пользователей была 3,7%, хотя подавляющее число компаний, использующих freemium, не могут перешагнуть рубеж 1%. Но все равно общая картина не очень радовала — речь шла всего о нескольких миллионах долларов ежемесячного дохода.
В декабре 2012-го в компании появилось новое направление — Evernote Business. Это приложение предлагалось компаниям: к основным функциям Evernote добавлены возможности совместной работы с документами и данными. Но через год предложением воспользовались 7 тыс. компаний, и их доля в общей выручке составила 9%. Явно не взрывной рост.
Имея доступ к 80 млн человек, логично было бы продавать рекламу. Но CEO Evernote Фил Либин всегда жестко заявлял, что реклама никогда не станет источником дохода. Поэтому в сентябре прошлого года Evernote открыла новый источник доходов — магазин товаров Evernote Market. Достаточно неожиданное решение для софтверной компании.Уже за первый месяц продаж шесть сотрудников (всего в компании работает более 300 человек) продали товара на $1 млн — и это было, по словам Либина, 30% общих доходов компании.
Абсолютные лидеры продаж — сканер Fujitsu Scansnap за $495 и стилус для iPad за $75, который сразу же размещает данные в Evernote, рюкзак за $199 и даже "бизнес-носки" с символикой Evernote (пять пар за $85). На сегодняшний день открыто три склада: в США, Великобритании и Японии (эта страна в лидерах по числу пользователей). В России, кстати, приобретение товаров пока недоступная опция — в течение 2014 года Родион Насакин обещает отладить проблемы с логистикой.
Один влиятельный блогер-пользователь Evernote уже посетовал, что компания сейчас забросит писать код — проще зарабатывать на интернет-торговле. На самом деле Либин долго был против открытия магазина. Но запрет на рекламу не оставлял много вариантов. Теперь неожиданный успех надо встроить в бизнес-модель компании. Либин обещает, что в магазине помимо товаров появятся и полезные приложения, расширяющие возможности Evernote.
План - факт
|