Где электричка не пройдет
Власти Приморья готовы выпустить автобусы на маршруты, от которых отказываются железнодорожники
Компания «Экспресс Приморья» должна сохранить все маршруты пригородных электропоездов, в противном случае будут организованы специальные автобусные маршруты, пригрозила вчера на специальном совещании администрация Приморского края. Ранее железнодорожники объявили об оптимизации расписания, предусматривающей сокращение на треть существующих маршрутов пригородных поездов из-за того, что региональный бюджет в 2013 году перечислил лишь 27% из необходимых 391 млн руб. дотаций.
«У администрации края 49% акций «Экспресс Приморья», и без участия края нельзя принимать такие решения по оптимизации. Такая оптимизация нам не нужна. Давайте принимать решения совместно»,— заявил на совещании первый вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоров.
Он потребовал провести заседание совета директоров компании и собрание акционеров и только после совместного обсуждения принимать какие-либо решения.
«Администрация Приморского края уже провела работу с автобусными компаниями региона. И в случае если компания «Экспресс Приморья» сократит маршруты сети и график движения пригородных поездов, будут организованы специальные автобусные маршруты»,— пригрозил железнодорожникам директор департамента промышленности и транспорта Приморского края Иван Тирских.
В таком случае «Экспресс Приморья» потеряет пассажиропоток. Но, по расчетам железнодорожников, пригородные электрички заменяют в Приморье больше 900 пассажирских автобусов, которые должны были бы выйти на дороги края одномоментно.
Проблема с пригородными перевозками на электричках в том, что средств, выделенных администрацией Приморского края на 2014 год, достаточно всего на три месяца работы, поэтому было принято решение с 18 марта начать урезать маршруты и количество вагонов в составах — с восьми до четырех, пояснили железнодорожники. При потребности в дотировании почти 400 млн руб. региональные власти заложили всего 90,6 млн руб., сообщил „Ъ“ источник в ДВЖД. Себестоимость поездки на пригородном железнодорожном транспорте, по расчетам компании «Экспресс Приморья», равна 30 руб., а тариф для населения на пригородные перевозки железнодорожным транспортом на 2014 год — 16 руб., что на 7% превышает предельный тариф 2013 года.
«Оставаясь самым доступным и популярным видом транспорта, пригородные железнодорожные перевозки находятся с конкурентами в неравных условиях. Собственные расходы компании (куда входят заработная плата проводников, билетных кассиров и другого персонала, расходы на материальное обеспечение производственной деятельности и прочие затраты) составляют не более 22% от цены билета. Основные затраты, около 75%, при организации перевозочной деятельности — это плата за подвижной состав, арендуемый у РЖД, в том числе оплата работы локомотивных бригад»,— пояснил генеральный директор ОАО «Экспресс Приморья» Сергей Кузнецов.
По его словам, в поисках решения проблемы ОАО «Экспресс Приморья» подписало договор на создание Стратегии развития пригородного железнодорожного транспорта с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». В задачи исполнителя входит «исследование рынка, прогноз развития транспортной системы Приморского края, анализ вариантов развития ситуации и поиск оптимального решения». Согласно договору, работа должна быть завершена в августе 2014 года.
В Приморье пригородные перевозки осуществляет ОАО «Экспресс Приморья». 51% акций уставного капитала компании принадлежит ОАО «РЖД», 49% — администрации Приморского края. «Экспресс Приморья» в 2013 году перевез в Приморье 6 млн 670 тыс. человек, то есть в среднем по 23 тыс. пассажиров ежесуточно. У компании 26 поездов, работающих на 54 маршрутах, сообщила „Ъ“ представительница компании Юлия Шатина.