Арктическая вертикаль

инновации

Компания "Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг" разработала и вывела на отечественный рынок первую буровую установку "Арктика", которая может круглосуточно работать на газовых месторождениях в самых суровых условиях Крайнего Севера. У екатеринбургской разработки пока нет аналогов в мире.

В феврале 2014 года компания "Уралмаш НГО Холдинг" передала буровую установку "Арктика" в адрес ООО "Интегра-Бурение". "Арктику" на заводе называют инновационной разработкой, она предназначена для разработки Южно-Тамбейского месторождения, расположенного на полуострове Ямал. Доставка установки до месторождения будет произведена в два этапа — железнодорожным и морским транспортом.

Ключевыми потребителями "Арктики" являются компании, осуществляющие бурение в регионах с суровыми климатическими условиями сложных по геологическому строению нефтегазовых скважин.

Буровая установка БУ 6000/400 ЭК-БМЧ "Арктика" является блочно-модульной установкой с двухэшелонным расположением блоков-контейнеров. Оборудование предназначено для бурения скважин на глубину до 6 км. У екатеринбургской разработки пока нет аналогов в мире. Одна из основных особенностей "Арктики" состоит в том, что она имеет укрытия на всех блоках и модулях, а также систему комбинированного обогрева. За счет полного укрытия и теплогенераторов эксплуатация установки в условиях Крайнего Севера осуществляется непрерывно при любых метеоусловиях в арктическом регионе.

Также благодаря многоэтажной и двухэшелонной компоновке значительно уменьшена площадь, занимаемая буровой установкой, отмечают в "Уралмаш НГО Холдинге".

При разработке установке в компании добивались того, чтобы перевозка и монтаж "Арктики" были максимально упрощены. Это достигнуто благодаря блочно-модульной контейнерной конструкции и применению быстроразъемных соединений. Эшелоны буровой установки состоят из 34 модулей-контейнеров. Жесткие каркасы модулей-контейнеров буровой установки, изготовленные из стального прокатного профиля, выполнены в едином габарите, сообщили в компании.

При проектировании установки конструкторы учли возможность перевозки модулей как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. За счет блочной конструкции ускоряется монтаж установки на месте. Разработчики оснастили модули фитингами — стандартными приспособлениями для облегчения переноса траверсой (быстросъемным грузозахватным приспособлением). Вес самых тяжелых модулей "Арктики" едва превышает 35 тонн, все контейнеры были специально оснащены теплоизоляцией, чтобы сохранить плюсовые температуры в помещениях буровой установки.

Такая компоновка существенно упростила перевозку и монтаж буровой установки, но, с другой стороны, определенным образом усложнила некоторые конструктивные решения. Составленная из компактных, но насыщенных оборудованием одноразмерных модулей, буровая тем не менее достаточно технологична при изготовлении.

Буровики получили возможность осуществлять бурение без простоев. "Укрытия вышки и трубного цеха дают возможность не подвергать персонал буровой тяжелым испытаниям морозами и ветром. Уменьшенная площадь, занимаемая установкой при двухэшелонной компоновке, позволяет сократить размер отсыпаемой кустовой площадки и тем самым снизить затраты при обустройстве месторождения",— отмечают в компании. Разработчики также предусмотрели новые экологические решения: в состав установки входит экологически чистая циркуляционная система, исключающая загрязнение окружающей среды.

Разработка "Арктики" началась в 2011 году после подписания соглашения с ОАО НОВАТЭК. Компания была заинтересована в разработке инновационной буровой установки для собственных нужд. Сейчас на Южно-Тамбейском газовом месторождении реализуется уникальный по сложности энергетический проект — строительство завода "Ямал СПГ". По состоянию на конец 2012 года месторождение содержало 481,4 млрд кубометров доказанных запасов природного газа и 13,4 млн тонн доказанных запасов жидких углеводородов. Из них доля НОВАТЭКа составляет 385,1 млрд кубометров газа и 10,7 млн тонн углеродов. Потенциальный уровень добычи на месторождении может составить 27 млрд кубометров газа в год.

По проекту НОВАТЭКа на месторождении пройдет бурение 200 скважин на 19 кустовых площадках. Впрочем, сколько буровых установок "Арктики" понадобится компании, не уточняется. Чтобы запустить проект, НОВАТЭК привлекает не только российские инновационные проекты, но и зарубежные. Например, речь идет о разработке BASF по очистке природного газа, технологиях сжижения и хранения газа Total. Для транспортировки сжиженного газа будут использоваться специально спроектированные танкеры усиленного ледового класса Arc7.

Чтобы поучаствовать в проекте "Ямал СПГ", "Уралмаш НГО Холдинг" запустил проект "Арктики" в производство в течение всего лишь года, в 2012 году.

"Создание в рекордные сроки такого сложного инновационного продукта, не имеющего аналогов, в том числе за рубежом,— это яркое свидетельство возрождения "Уралмаша", возвращения его традиционных компетенций, причем в новом качестве",— подчеркивал, поздравляя трудовой коллектив с успешной реализацией проекта, председатель правления Газпромбанка (основного инвестора предприятия) Андрей Акимов.

В настоящее время уже работают четыре такие установки в Ямало-Ненецком автономном округе, они были изготовлены для ООО НЭУ по заказу компании НОВАТЭК — две на Южно-Тамбейском месторождении на полуострове Ямал и две на Уренгойском месторождении под Новым Уренгоем. Интерес к разработке очень большой.

У "Уралмаш НГО Холдинга" нет планов вывода своей разработки на массовый рынок. В компании говорят, что "Арктика" позиционируется как продукт премиум-класса под конкретного заказчика с учетом любых его специфических требований. В компании не раскрывают затрат на разработку и ее стоимости. Аналитики сходятся во мнении, что стоимость превышает 500 млн рублей. "Каждая скважина является уникальной — для них отдельно разрабатывается проектная документация на ведение работ. Конечная стоимость оборудования платформы может сильно разниться. По нашему опыту стоимость подобного оборудования может доходить до нескольких миллиардов рублей",— говорит руководитель департамента корпоративной оценки компании Swiss Appraisal Алексей Сергеев. По его прогнозам, отечественные и зарубежные производители бурового оборудования, например Волгоградский завод буровой техники, KCA Deutag (Германия), Weatherford, Nabors Drilling и Halliburton (США), также могут заинтересоваться нишей сбыта технологий в условиях Крайнего Севера.

Как отмечает аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов, ниша в ближайшие годы останется свободной, так как в России до сих пор нет полноценного производства платформ для освоения шельфовых месторождений.

Мария Полоус

ПОДПИСЬ

У буровой установки "Арктика", способной работать в условиях полярной зимы, пока нет аналогов в мире

Вся лента