Россия выставила половину фигур
В Ханты-Мансийске начинается кандидатский турнир
Шахматы
В Ханты-Мансийске сегодня начинается кандидатский турнир — одно из главных событий шахматного сезона. Восемь гроссмейстеров определят претендента на титул чемпиона мира, который встретится с его обладателем — норвежцем Магнусом Карлсеном. На стороне России в этих соревнованиях по крайней мере явный количественный перевес: ее представляют четыре шахматиста — Владимир Крамник, Сергей Карякин, Дмитрий Андрейкин и Петр Свидлер. Бороться за победу им предстоит с индийцем Вишванатаном Анандом, армянином Левоном Ароняном, болгарином Веселином Топаловым и азербайджанцем Шахрияром Мамедьяровым.
Определяя предстартовый расклад, в спорте принято учитывать и фактор своего поля. Но в данном случае он вряд ли имеет решающее значение. Дело в том, что для многих гроссмейстеров, в том числе тех, кто выступит в кандидатском турнире, Ханты-Мансийск — почти дом родной. Если бы среди них провели голосование с целью выявить неофициальную шахматную столицу мира, то, как ни странно, именно он, скорее всего, одержал бы победу. Причем за явным преимуществом.
Перед началом этого турнира президент FIDE Кирсан Илюмжинов назвал Ханты-Мансийск центром мировой шахматной жизни. И он в общем-то не преувеличивал. Как не преувеличивала местный губернатор Наталья Комарова, когда говорила про то, что шахматы для Ханты-Мансийского автономного округа — "уже не просто игра, спорт, а стиль жизни".
Здесь действительно на них многое завязано. Здесь активнее, чем в других городах, развиваются детские и юношеские шахматы. Здесь им отдано шикарное здание Югорской шахматной академии, где собственно и пройдет кандидатский турнир. Здесь топовые соревнования проводятся с поразительной регулярностью. За предыдущие десять лет Ханты-Мансийск, например, четырежды принял Кубок мира, а еще — Всемирную шахматную олимпиаду, мировое первенство среди женщин, целый ряд состязаний рангом чуть ниже и всегда после них получал прекрасные отзывы от участников. А его мэр Василий Филипенко уверен, что благодаря шахматам повышается интерес к городу, его туристическая и инвестиционная привлекательность.
Кандидатский турнир в этом списке крупных шахматных событий, достававшихся Ханты-Мансийску, безусловно, займет место особое. Более значимым, чем он, пожалуй, можно считать только собственно чемпионский матч, один из участников которого уже известен: это отнявший в прошлом году звание у Вишванатана Ананда Магнус Карлсен. Норвежец будет, несомненно, внимательно следить за тем, что происходит в Ханты-Мансийске, дожидаясь своего соперника по матчу. И шансы на то, что им станет российский гроссмейстер, кажется, довольно велики, даже если расценивать фактор своей площадки как довольно несущественный.
Последним россиянином, который обладал чемпионским титулом, был Владимир Крамник. Он потерял его в 2007 году. А в 2008-м не смог вернуть в матче с Анандом. С тех пор за звание отечественные шахматисты не бились. Более того, они, по существу, даже не подбирались вплотную к нему. И вот наконец Россия снова оказалась в непосредственной близости по крайней мере от претендентского статуса.
Близость эта определяется хотя бы чистой математикой. Россиян в восьмерке ровно половина: Владимир Крамник и Дмитрий Андрейкин отобрались в нее через Кубок мира, Сергей Карякин — по рейтингу, а Петр Свидлер — через wild card от организаторов.
При этом нельзя сказать, что кто-то из их оппонентов представляется противником неуязвимым, которого можно побить лишь благодаря удивительно счастливому стечению обстоятельств,— таким противником, как Карлсен. Вишванатан Ананд, конечно, гениален, но с возрастом (а ему уже 44) все-таки чуточку сдал и в жестких супертурнирах давным-давно не демонстрирует грандиозных результатов. А кандидатский турнир — это в принципе и есть классический супертурнир в два круга. Веселин Топалов прорвался в Ханты-Мансийск, выиграв мощную серию Гран-при FIDE. Но и болгарин, чье противостояние с Крамником было шахматным хитом середины 2000-х, уже не шахматный монстр. В бэкграунде Шахрияра Мамедьярова нет настолько громких успехов, чтобы считать его фаворитом.
В этой компании выделяется, разумеется, Левон Аронян. Армянский гроссмейстер, второй номер рейтинга FIDE после Карлсена, многократно бравший в карьере ценные призы, находится в расцвете сил и таланта — таланта незаурядного. А о той форме, в которой он подошел к кандидатскому турниру, можно судить по его выступлениям на двух предыдущих похожих на него в плане уровня конкуренции соревнованиях. На супертурнире в Вейк-ан-Зе Аронян был первым, в классической части супертурнира в Цюрихе уступил лишь Карлсену.
Так что нет ничего странного в том, что большинство экспертов советуют ставить на него. Впрочем, с оговорками. Магнус Карлсен, допустим, сказал, что, на его взгляд, ничуть не хуже позиции у Владимира Крамника. Он, как и Ананд с Топаловым, ветеран, но ветеран, постоянно доказывающий, что собраться перед важнейшим состязанием для него не проблема. Те, кто сомневается в Крамнике, должны помнить и о том, как на предыдущем кандидатском турнире, состоявшемся год назад в Лондоне, 14-й чемпион мира едва не справился с Карлсеном, пропустив его вперед по дополнительным показателям, и о том, как убедительно выглядел он на Кубке мира.
А итальянец Фабиано Каруана, пятый номер рейтинга, порекомендовал обязательно включить в тройку основных претендентов на успех Сергея Карякина — шахматиста из той же волны недавних тинейджеров, захлестнувшей шахматы, что и Каруана с Карлсеном. В послужном списке Карякина есть победы на соревнованиях, сравнимых по сложности с ханты-мансийскими. Плюс известно, что 24-летний россиянин готовился к кандидатскому турниру особым образом, решив, что мечту о завоевании шахматной короны не следует откладывать на будущее, каким бы шикарным оно ни смотрелось.