Местное самоуправление встраивают в вертикаль по-новому
Его избавят от затратных полномочий и политической конкуренции
Вчера комитет Госдумы по местному самоуправлению (МСУ) рассмотрел внесенный накануне рабочей группой законопроект по реформе МСУ, отменяющий выборы глав крупных городов с районным делением, а также предлагающий перечень полномочий для городских районов и сельских поселений. Эксперты указывают, что на местном уровне устраняется политическая конкуренция, а МСУ потеряет все полномочия, требующие финансирования.
Как сообщал "Ъ", поправки к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" рабочая группа по реформе МСУ (создана по поручению президента Владимира Путина) внесла в Госдуму 11 марта. Согласно проекту, главы городских округов, имеющих районное деление, внутригородских районов и муниципальных районов будут назначаться из состава депутатов и возглавлять местные парламенты, а за хозяйство будут отвечать сити-менеджеры. Парламенты городских округов будут формироваться из депутатов, делегированных районами. Такой же принцип формирования парламентов предполагается закрепить в муниципальных районах.
Вчера комитет Госдумы по МСУ принял решение направить проект в регионы для подготовки отзывов и предложений. По словам сопредседателя рабочей группы по реформе МСУ, депутата Госдумы Вячеслава Тимченко, поправки будут рассмотрены в течение двух месяцев, а документ будет дорабатываться, в том числе по части передачи МСУ полномочий. В проекте определены вопросы местного значения сельских поселений и внутригородских районов, но, по его словам, "работа над разграничением полномочий продолжается". "К лету мы должны представить предложения",— заявил он.
Внутригородским районам авторы проекта предполагают передать 13 полномочий: формирование бюджета, установление местных налогов и сборов, распоряжение имуществом, пожарную безопасность, организацию досуга, развитие физкультуры и спорта, массового отдыха, рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также содействие развитию малого и среднего бизнеса. "Несколько вопросов городских округов мы перенесли на районный уровень,— пояснил господин Тимченко.— Но кое-какие вопросы совпадают, например, формирование собственного бюджета, возможность установления налогов и сборов, управление имуществом". По его словам, городским имуществом будет распоряжаться город, но, например, учреждения быта "можно передать районам". На вопрос "Ъ", как могут быть установлены разные налоги в районах одного города, депутат заметил, что в проекте прописаны "права внутригородских районов, а не обязанности", а окончательно полномочия будут устанавливаться уставами городских округов и законами субъектов РФ.
"Да какое имущество? Все давно приватизировано, остались только учреждения, необходимые для исполнения полномочий,— удивилась глава Ульяновска Марина Беспалова.— Есть у нас в городе четыре района, но у них ни администраций, ни бюджета нет, они только благоустройством занимаются. А если создавать в них органы власти, сколько же денег потребуется". Вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Роальд Бабун считает реализацию проекта трудновыполнимой. "Надо разделить имущество, занести все в реестры, кадастры, создать райадминистрации, новые уставы написать,— пояснил он "Ъ".— А потом два района — промышленный и спальный — перегрызутся за бюджеты между собой и с горадминистрацией".
Проект устанавливает перечень полномочий и для сельских поселений. Напомним, убрать "несвойственные селам полномочия" потребовали главы сельских поселений на встрече с президентом 8 ноября 2013 года, назвав неприемлемыми противодействие коррупции, терроризму, предотвращение и ликвидацию ЧС и предложив передать им право распоряжаться местными полезными ископаемыми. Авторы проекта предлагают закрепить за поселениями 14 полномочий (схожих с правами городских районов). При этом поселения потеряют право утверждать генпланы и правила землепользования, давать разрешения на ввод в эксплуатацию стройобъектов, вопросы по бытовым отходам, ритуальным услугам, лесному и водному контролю.
"Местное самоуправление у нас фактически сводится к нулю. Все полномочия, требующие денег, и политическую конкуренцию на муниципальном уровне убрали,— резюмировал член Европейского клуба экспертов МСУ Ильдар Фасеев.— Делегирование депутатов в районные и городские парламенты — не выборы. Нет прямых выборов глав, нет обязательств перед населением". По его словам, теперь главные решения будут приниматься на уровне муниципальных районов, которые станут "продолжением властной вертикали".