"Мы не покинем Крым ни при каких обстоятельствах"
Блицинтервью
Лидер крымскотатарского народа, народный депутат Украины МУСТАФА ДЖЕМИЛЕВ рассказал корреспонденту "Ъ" ОЛЬГЕ КУЗНЕЦОВОЙ об итогах поездки в Россию, телефонном разговоре с президентом Владимиром Путиным и о своем отношении к референдуму в Крыму.
— Будучи в Москве, вы провели телефонный разговором с президентом РФ Владимиром Путиным. Кто выступил его инициатором?
— Когда я отправлялся в Россию, у меня была запланирована встреча только с экс-президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. С ним мы собирались увидеться в Казани, но Шаймиев сообщил об этих планах президенту РФ. На что Владимир Путин посоветовал нам приехать в Москву и сказал, что после нашей встречи готов поговорить со мной по телефону. В беседе с президентом РФ мы касались самых сложных тем — предстоящего референдума, статуса Крыма, неделимости Украины.
— Достигли каких-то договоренностей?
— Путин пообещал, что будет способствовать решению социальных и правовых проблем крымских татар более последовательно, чем это делалось властями Украины.
— А с Минтимером Шаймиевым вы о чем говорили?
— Встреча с ним получилась очень длительной и продуктивной. Шаймиев говорил, что есть вопросы, которые он может и постарается решить. Он обещал обеспечить гарантии безопасности крымских татар, лоббировать решение социальных проблем. Что касается пребывания российских войск на нашей территории, принадлежности Крыма — влиять на эти вопросы он не сможет, хотя и по ним обещал принять во внимание нашу позицию.
— Обсуждали ли вы свою поездку в Россию в Киеве?
— С новыми властями мы тесно сотрудничаем по всем вопросам. Они знали о предстоящем моем разговоре с Владимиром Путиным. У нас все согласовано с руководством Украины, вопрос легитимности которого не вызывает сомнений ни у кого, кроме нашего "большого соседа".
— Как крымские татары относятся к референдуму 16 марта?
— Мы выпустили специальное обращение не только к крымским татарам, но и ко всем жителям Крыма, в котором объяснили, что этот референдум нелегитимный, участвовать в нем не следует, а его результаты не будут никем, в том числе крымскими татарами, признаваться.
— Что вы намерены предпринять после референдума?
— Мы будем действовать строго в соответствии с решениями правительства Украины. Владимиру Путину я сказал, что мы не намерены тягаться с российскими войсками — нас не так много.
— Как вы расцениваете предложение властей автономии о предоставлении крымским татарам 20-процентной квоты в органах власти?
— Да, они опубликовали такое предложение. Если украинское руководство вдруг решит отмежеваться от Крыма — хотя я в этом очень сомневаюсь,— тогда, конечно, будем искать какие-то выходы. Но это не отменяет нашего главного на сегодня требования — сохранить неделимость страны. Иначе большой конфликт неизбежен. Крым наша родина, и мы не покинем ее ни при каких обстоятельствах.