"Должна быть социальная справедливость"
Россиян с высокими зарплатами могут обложить дополнительными налогами
Комитет Госдумы по труду предложит правительству ввести прогрессивную шкалу налогообложения. Это способ ограничить не только доходы топ-менеджеров госкорпораций, но и других людей с высокими зарплатами. Член комитета по труду и социальной политике Валерий Трапезников рассказал подробности Олегу Богданову и Максиму Митченкову.
М.М.: Что значит высокая зарплата: это какая сумма?
В.Т.: Нет, просто у нас, когда вчера рассматривали четыре закона по ограничению заработной платы в разных категориях деятельности: в производстве и так далее, у нас возник вопрос: "Может быть, на самом деле нам не идти на ограничение высоких зарплат, а ввести прогрессивную шкалу налога?". Но это пока еще в проекте, мы будем смотреть, чтобы не так, как, предположим, во Франции: там сверхдоход — это 70%, даже Депардье убежал к нам.
М.М.: 75, по-моему.
В.Т.: А именно посмотреть: где-то снизить, где-то повысить, ну, хотя бы попробовать, такой пробный шар запустить. Мы сейчас в комитете на эту тему рабочую группу создадим, посмотрим, и в Минтруд обратимся с нашими предложениями. Законопроекта, конечно, пока еще нет, просто мы хотим эту тему снова поднять. Более конкретно проработать, последствия посмотреть: не уменьшатся ли отчисления, не уйдут ли в тень. Вот такая тема снова у нас возникла в связи с теми законопроектами, которые вчера мы рассматривали на заседании комитета.
О.Б.: А все-таки какая сумма, с вашей точки зрения, это большая зарплата? О каких уровнях идет речь?
В.Т.: Большая зарплата для большинства россиян — это и 50, и 100 тыс.
Но если уж, как говорится, более серьезно подойти к этой сумме, предположим, миллион, 700-800 тыс. в месяц — это уже сверхдоходы по сравнению со средней заработной платой, которая существует в России
То есть здесь надо думать, чтобы и не перегнуть палку, и в то же время удовлетворить и ту, и эту сторону. И самое главное, чтобы поступления в бюджет не уменьшились, вот основная задача, о чем и говорил президент: пока рано вводить прогрессивную шкалу налога, но рано или поздно все равно нужно к этому подходить. Главная задача — не урезать заработную плату, а именно платить налоги с большой заработной платы.
М.М.: Да, Валерий Владимирович, скажите, какие налоги? Если мы берем, например, миллион рублей.
О.Б.: Сейчас выгодно: 13% платишь.
В.Т.: 13%, конечно.
М.М.: Сейчас-то я понимаю. Я имею в виду, какую вы хотите ввести ставку налога для сверхдоходов?
О.Б.: 30-40, как было.
В.Т.: Это моя точка зрения, может быть, начать и с 18%, с 20%, свыше миллиона, но, в то же время, срезать: не 13, а 10,9% для тех, кто получает чуть-чуть больше МРОТа.
М.М.: Интересно. Но вы именно хотите с "золотыми парашютами" так бороться, или это инициатива на всех будет распространяться?
В.Т.: Нет, "золотые парашюты" мы сегодня во втором чтении принимаем. Это именно просто новая шкала НДФЛ, то есть ее никто пока еще не вводит, просто мы решили в комитете рассмотреть более серьезно эту тему, и выйти в Минтруд с предложениями, чтобы они просмотрели и нам дали ответ. И, конечно, здесь самое главное не потерять те поступления в бюджет, которые идут от НДФЛ, не перегнуть палку.
О.Б.: Валерий Владимирович, одним из достижений нашей страны во всем мире считают как раз вот эту твердую ставку налогообложения 13%, причем многие легализуют свои крупные зарплаты для того, чтобы заплатить 13% законных. И показывают и два миллиона зарплату и три миллиона зарплату — я говорю о частном бизнесе, — для того, чтобы легализовать свою зарплату, а не платить в конвертах, как это было раньше, все уйдут опять в конверты, это же очевидно.
В.Т.: Ну, во-первых, должна быть социальная справедливость. Если, предположим, уборщица помещений получает 10 тыс., я думаю, что не стоит ей платить 13%, можно ей уменьшить ставку, для нее уже это будет подарком, а там поднять на 1, на 1,5% , думаю, это не такой уж сильный удар по кошельку тех людей, которые получают довольно-таки высокую заработную плату по отношению к средней зарплате по России.
О.Б.: вы же понимаете: только начни поднимать, а потом через 2 года уже будет и 30.
М.М.: Аппетит приходит во время еды.
В.Т.: Не надо, не надо, законы не меняются федеральные так быстро. Но надо делать что-то, понимаете, бюджет у нас довольно-таки напряженный в этом году, надо посмотреть.