Ближняя и дальняя анимация
«Большой фестиваль мультфильмов» в Воронеже
В конце зимы — начале весны в четвертый раз пройдет «Большой фестиваль мультфильмов», основной площадкой для которого, как обычно, станет кинотеатр «Спартак». В Москве фестиваль состоялся еще прошлой осенью, региональная программа не так обширна, но все равно весьма насыщена.
Мероприятие откроется сборником из блока «Премьеры», который представит новые российские и белорусские мультфильмы, снятые после прошлогоднего фестиваля. Будут показаны как уже признанные работы — призеры фестиваля анимационного кино в Суздале и лучший дебют главного смотра мирового анимационного кино — фестиваля в Анси («Обида» Анны Будановой), — так и совсем новые, еще нигде не показываемые мультфильмы, в их числе и несколько музыкальных клипов. Большая часть «Премьер» рассчитана на зрителей от 12 лет.
Еще одна традиционная подборка — «Победители». Это лучшая зарубежная анимация, работы лауреатов всевозможных конкурсов, смотров и фестивалей. Она рассчитана скорее на взрослую аудиторию, способную оценить техническое и эстетическое новаторство, психологическую глубину, социальную остроту — то есть на тех, кто видит в анимации не «мультики», а особый вид киноискусства.
Не обойдется фестиваль и без полнометражной картины. На сей раз это итальянский красочный и зрелищный мультфильм «Пиноккио», наследующий европейской анимационной традиции. Для режиссера Энцо Д’Ало, наиболее известного по работе «Момо» о приключениях отважной девочки-сироты, «Пиноккио» стал самым сложным и экспериментальным мультфильмом: Д’Ало его снимал десять лет.
В блоке «Школы» будет представлена анимация студентов израильской академии «Бецалель» и финской академии искусств Турку. «Бецалель», старейшее учебное заведение Израиля, основано в 1906 году. Картины его выпускников отличает изобретательность дизайна и блестящее владение новейшими компьютерными технологиями. В программе — лучшие дипломные работы последних десяти лет, авторы которых стали востребованными специалистами не только на родине, но и в европейских странах. В академии Турку довольно долго преподавал знаменитый эстонский художник и режиссер Прийт Пярн (среди самых известных его работ — «Треугольник», «1895», «Завтрак на траве», «Водолазы под дождем»), чье влияние неизменно ощущается в работах студентов и выпускников академии (кстати, признанной в 2012 году на фестивале в Загребе лучшей киношколой). В финской программе, как и в израильской, представлены лучшие дипломные работы за последние десять лет, ярко представляющие особенности национальной анимации — эксперименты с техниками, парадоксальность мышления, склонность к черному юмору.
Блок «Страны» посвящен Швейцарии. О швейцарской волне в анимации заговорили сравнительно недавно, хотя начало ей было положено еще в 1960-х годах. Впрочем, говорить о национальной анимационной школе вряд ли можно: единственное, что объединяет авторов из Швейцарии — абсолютная творческая свобода. В стране так и не сложилось анимационной индустрии, и мультфильмы остаются штучным авторским продуктом. Временные рамки программы — с 1967 года по наши дни.
В блоке «Имена» — ретроспектива классика японской анимации Кодзи Ямамуры. Мировую известность он получил в 2002 году после того, как его работа «Голова-гора» про человека, у которого на голове выросло вишневое дерево, была номинирована на «Оскар» как лучший короткометражный мультфильм. Ямамура не работает в жанре аниме, никогда не снимает в одной и той же технике, считая это самоповтором. Сюжеты его фильмов сюрреалистичны и притчеобразны, в этом смысле его визитной карточкой можно считать экранизацию «Сельского врача» по Кафке. Показательно, что желание стать аниматором у Ямамуры, по его собственному признанию, возникло после знакомства с творчеством Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова и Прийта Пярна.
В специальную программу выделен показ отечественных сериалов для взрослых. Мультфильмы, где есть место политике, насилию, сексу, ненормативной лексике, пронизанные тотальной иронией, производятся в основном за рубежом, и до отдельной подборки отечественная сериальная анимация дозрела впервые. Все представленные работы отличает упрощенная техника и безумные сюжеты и диалоги. Локомотивом здесь выступает канал «2х2», для которого снимают «Атомный лес» о жизни после ядерного взрыва, «Валеру» о менеджере компании «Оральные технологии», «Пыхчево» о жизни сумасшедших ученых. Кроме того, в программе интернет-проекты «Mr. Freeman» от Toonbox и пародийные боевики «Тубусы» Егора Иванова, героями которых становятся картонные трубки от рулонов туалетной бумаги.
Традиционно на фестиваль приедет мультипликатор. В этот раз приглашена Мария Муат, известная своими кукольным работами, такими как «Дядюшка Ау в городе», «Влюбчивая ворона», «Двенадцатая ночь», «Желтухин», «Снегурочка». Встреча с ней пройдет 1 марта, на ней Муат покажет свои мультфильмы, расскажет об особенностях кукольной анимации, ответит на вопросы зрителей.
Воронеж, с 27 февраля по 2 марта
Расписание на www.multfest.ru