Правила игры
в экспорт технологий из России до Крыма и после сравнивает заведующий отделом бизнеса Владимир Ъ-Дзагуто
Когда заходит речь о том, что Вашингтон и Брюссель с помощью санкций закроют свой рынок от российских товаров и тем самым обрушат российскую экономику, обычно следует разъяснение, что, мол, еще неизвестно, кто будет быстрее рушиться. Зависимости России от экспорта сырья или Запада — от его импорта, видимо, сопоставимы. А когда два борца взяли друг друга на болевой, выиграет не тот, кто давит сильнее, а тот, у кого нервная система крепче.
Возможно, единственное место, где экономические санкции в самом примитивном виде — не заключать контрактов с русскими — могут верно сработать, это те конкурентные отрасли с высокими технологиями, в которых Россия в "докрымскую" эпоху активно прорывалась на рынок развитых стран. Так, большой вопрос, имеет ли хоть какой-то смысл вводить санкции в космической сфере: технологии высокие, но отрасль с крайне низкой конкуренцией, и без российского участия МКС работать вряд ли сможет. А вот в атомной отрасли это, пожалуй, вполне вероятно.
В последние годы "Росатом" резко перестроил основные направления работы по экспорту отечественного "мирного атома". Еще лет пять назад ключевыми странами для госкорпорации считались Иран, Китай, Индия, теперь на Большой Ордынке интересуются проектами АЭС в Финляндии, Чехии, Венгрии, Британии. Ряд контрактов "Росатому" получить удалось, причем обойдя европейских и американских конкурентов, более "близких" и понятных западным заказчикам. А от Ирана, который всеми силами затаскивал Москву в продолжение проекта АЭС "Бушер", госкорпорация, по моим данным, отказывалась до последнего (до принятия политического решения в Кремле о сотрудничестве с Тегераном), в том числе из имиджевых соображений.
Собственно, "Росатому" не привыкать к тому, что политика и санкции вмешиваются в его контракты. Можно вспомнить, например, строительство АЭС "Белене" в Болгарии, отмененное после смены правительства страны. Или чисто политический срыв поставок с Украины турбин для АЭС "Бушер" в 2000-х годах. Первые симптомы того, что после событий в Крыму с "Росатомом" в Европе опять начнут разговаривать, исходя из соображений "свой-чужой", а не как с обычным бизнес-партнером, уже появились. Ряд чешских политиков призывают не отдавать России контракт на достройку АЭС "Темелин". Формальных способов сделать это в рамках тендера нет, нужны экономические аргументы, но тендер, в конце концов, можно и отменить (этот вариант тоже обсуждается). Еще более маловероятно, что к "Росатому" будут приветливо относиться в Великобритании — единственной стране Западной Европы, развивающей атомную энергетику. Пока риторика Лондона в сфере санкций к России не позволяет надеяться на какое-то продвижение.