Время налогов
Фискальная нагрузка
Последний кризис довольно серьезно повлиял на российские предприятия, в том числе с точки зрения увеличения налоговой нагрузки. В частности, непосильной ношей для многих компаний стал рост социальных взносов. При этом многие налоговые льготы, предлагаемые государством, оказываются по-прежнему во многом невостребованными бизнесом.
Свято место
Различные налоги в последнее время росли по-разному. Так, сфера социальных отчислений предприятий регулярно подвергалась реформированию начиная с 2010 года: единый социальный налог был трансформирован в обязательные социальные страховые взносы. С 1 января 2011 года власти повысили совокупную страховую ставку с 26% до 34%. На тот момент около 13% компаний заявили о невозможности продолжать свою деятельность в условиях повышения ставок, а оценки с различной степенью негативности дали 75% участников опроса (доля оптимистов несильно отличалась от нуля). Озабоченность бизнеса была замечена — уже в 2012 году уровень социальных страховых взносов был снижен до 30%, а для малого бизнеса в производственной и социальной сферах — до 20%. Впрочем, до сих пор результаты исследования показывают, что компании отзываются о размере социальных платежей более негативно, чем о фискальных отчислениях в целом. При этом в настоящий момент, несмотря на возражения со стороны предпринимательского сообщества, активно обсуждается целесообразность введения дополнительного вида обязательного социального страхования в пользу работников — на случай банкротства работодателя.
На смену злополучным социальным взносам приходят другие формы фискальной нагрузки. Так, с 1 января 2012 года в России вступил в силу федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". Предложенные нововведения сразу вызвали множество сомнений у бизнес-сообщества. Около 47,5% негативно оценили влияние страхования ответственности владельцев опасных объектов на деятельность компании, а 8,5% и вовсе заявили о невозможности функционировать при таком размере отчислений. Впрочем, 41,8% представителей российского бизнеса посчитали, что уровень тарифов не влияет на деятельность компании (ответы очень сильно зависят от сектора, в котором работает компания). В 2013 году доля негативных ответов сократилась на 11 процентных пунктов, до 36%. Впрочем, компаний, в которых доля расходов на данный вид страхования выше 2% от выручки, по-прежнему примерно пятая часть от всех ответивших на этот вопрос, как это было и в 2012 году.
Отраслевой анализ показывает, что большинство компаний отраслей "добыча полезных ископаемых" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" не отметили для себя существенного влияния тарифов по опасным объектам — 86% и 80% соответственно. Хотя у первых самое высокое медианное значение доли расходов на обязательное страхование владельцев опасных объектов по сравнению с другими отраслями — 7%. Респонденты, занятые в секторе "строительство", напротив, испытывают трудности из-за действующих ставок по этому виду обязательного страхования: негативные оценки дали 65% участников опроса, что почти на 30% выше значения в совокупных данных. В их случае медианное значение доли — 1,3%.
Параллельно с попыткой увеличить доходы государство стремится повысить эффективность расходов. В частности, в апреле 2013 года был принят федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Законом закрепляется порядок регулирования отношений, связанных с прогнозированием и планированием закупок, а также проведением процедур отбора поставщиков, подрядчиков и исполнителей для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Впрочем, еще один давно ожидаемый закон "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации", позволяющий, с одной стороны, повысить эффективность бюджетных расходов, с другой — повысить качество инфраструктуры, до настоящего времени не принят.
Работа на будущее
Если уровень фискальной нагрузки становится все более проблемным для бизнеса, то качество администрирования налогов за последние годы улучшилось. Так, налоговая нагрузка ограничивает развитие почти 40% компаний, тогда как неэффективное налоговое администрирование — лишь 13%. Правда, по оценкам ряда экспертов, в 2014 году можно ожидать большей региональной дифференциации, в том числе из-за перехода к налогообложению недвижимого имущества юридических лиц на основе кадастровой стоимости. Во-первых, для Москвы предусмотрена особая шкала ставок, во-вторых, не все регионы готовы к такому переходу.
По данным РСПП, в 2013 году медианное значение ежегодных расходов по фискальным сборам составило 19% от выручки. Как и в 2012 году, примерно треть респондентов (34%) указывают, что в структуре выручки фискальные сборы составляют более 25%. Правда, в 2013 году снизилась доля компаний, чьи расходы на обязательные платежи не превышали 5%.
Основной способ компенсировать избыточно высокую фискальную нагрузку — эффективная система предоставления налоговых льгот. В апреле 2013 года РСПП был проведен опрос среди представителей российского бизнеса на тему эффективности государственной поддержки, которую власть реализует через налоговые льготы, субсидии, гарантии и другие возможные формы. Лидером по положительным оценкам стала не так давно принятая и вступившая в силу только с 1 января 2013 года льгота "отмена налога на движимое имущество, принятое на учет в компании с 1 января 2013 года или позже": только 42,9% компаний не успели воспользоваться данной льготой в 2013 году; треть респондентов считают ее применение эффективным для своего бизнеса, а 22,2% участников опроса согласились с утверждением, что льгота оказалась "скорее эффективна". Следующей по популярности льготой для респондентов стало введение амортизационной премии по налогу на прибыль в размере 10%: порядка трети респондентов указали, что мера эффективна, а 20,3% считают ее "скорее эффективным" способом поддержки бизнеса со стороны государства. Вычет НДС с авансов применяют 51,6% от всех опрошенных компаний, а считают эффективной — только половина от использующих эту меру: 26,6% респондентов выбрали этот вариант. Высока доля тех, кто считает данную льготу "скорее эффективной",— 18,8%. Именно это позволило мере "вычет НДС с авансов" занять четвертое место, обогнав льготу "изменение порядка принятия НДС к вычету по капитальному строительству".
Впрочем, самую большую группу составили льготы и другие меры поддержки, которые относятся скорее к неэффективным инструментам помощи бизнесу со стороны властей. К примеру, субсидии на лизинг смогли получить меньшее число компаний — уже 89,1% сообщили, что этим видом поддержки они не пользовались. А в число плательщиков, которые смогли доказать, что им необходимо предоставление пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, вошло только 7,7% респондентов — правда, почти все они указали, что такая мера эффективна в качестве поддержки бизнеса. Взносы в уставный капитал со стороны государства оказались применимы только 8,6% респондентам, а госгарантии получили за последние пять лет только 4,3%, и все эти респонденты оценили данную меру как эффективную. Основными причинами, по которым компании не пользуются мерами поддержки, стали отсутствие оснований для ее получения или нехватка информации о льготе.