Честная торговля
Конкурентная среда
На протяжении последних лет уровень озабоченности компаний состоянием конкуренции на рынке не снижается — такой вывод содержится в докладе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) "О состоянии делового климата в России в 2010-2013 годах". В этой сфере бизнес ожидает от государства мер по развитию конкуренции внутри страны и облегчения выхода на глобальный рынок для включения в процессы международной конкуренции.
"Дорожная карта" и "пятый пакет"
Более четверти предпринимателей, опрошенных экспертами РСПП, называют недобросовестную конкуренцию одной из наиболее острых проблем для бизнеса. Причем доля тех, кто регулярно сталкивается с недобросовестной конкуренцией со стороны других компаний, растет: с 22% в 2010 году до 26% в 2013 при одновременном снижении доли ответивших "сталкивались в единичных случаях". Как отмечает Ирина Котелевская, директор Центра мониторинга законодательства РСПП, добросовестная конкуренция со стороны отечественных производителей — несомненная ценность для компаний любого масштаба и отрасли. "Для любого бизнеса важно, чтобы его не обошел конкурент, использующий приемы, не соответствующие стандартам деловой практики,— поясняет она.— Однако требования антимонопольного законодательства, законодательства о госзакупках должны обеспечивать справедливость и равенство по отношению к компаниям, имеющим разные формы собственности и разные задачи".
Антитрастовые правила должны действовать в отношении всех субъектов справедливо и равномерно, отмечает эксперт. "Конечно, следует учитывать особенности хозяйственной деятельности: одно дело — классические естественные монополии, другое дело компании, для которых естественно-монопольная деятельность вторична, а выручка от нее мизерна: понятно, что к ним должна применяться разная степень жесткости",— говорит госпожа Котелевская.
РСПП постоянно работает с ответственными ведомствами, прежде всего с Минэкономразвития, формирующим политику в данной сфере, и с ФАС России, являющейся органом антимонопольного надзора. Есть стратегическая задача развития конкуренции, в том числе в регионах. Есть задача тактическая — первоочередные ориентиры и меры, собранные в "дорожной карте". Есть задача — оценить результаты и проконтролировать соблюдение установленных требований. Этой цели служит ежегодный доклад ФАС, который обязательно анализируют в РСПП. РСПП вместе с "Открытым правительством" активно работал над "дорожной картой" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", профильный комитет РСПП ежегодно подключается к доработке ежегодного доклада ФАС о состоянии конкуренции, суммируя оценки и предложения в различных областях.
"И наконец, законодательство. Это работа непрерывная, и главное тут — точность экономических категорий и предельно понятные ориентиры для участников рынка — так формулирует Ирина Котелевская ожидания бизнеса.— Законодательство должно быть адекватно ситуации. Скажем, по мнению РСПП, отмена иммунитета от антимонопольного преследования для обладателей прав на интеллектуальную собственность, как и слепое копирование зарубежной модели коллективных исков, преждевременна. А вот предложения ФАС по введению правил недискриминационного доступа для компаний, занимающих доминирующее положение на рынке, требует очевидной корректировки!" Есть и ряд других соображений, о которых, по словам госпожи Котелевской, РСПП информировал в письме на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова.
"Мы же не говорим, что не нужно менять закон, мы говорим, что делать это надо разумно и взвешенно",— говорит госпожа Котелевская.
Антимонопольное законодательство — очень сложная вещь, отмечает эксперт, потому что связано с оценкой экономических процессов и экономической среды. Насколько точно и справедливо производится эта оценка — вот вопрос. РСПП заинтересован в том, чтобы найти точную формулу вместе с ФАС. В частности, внося свои предложения о совершенствовании так называемого пятого антимонопольного пакета, внесенного ФАС на рассмотрение в правительство 27 декабря 2013 года. "Мы приветствуем расширение применения институтов предупреждения и предостережения, которые помогают скорректировать отклоняющееся поведение хозяйствующих субъектов",— говорит госпожа Котелевская.
Открыть ворота
Воздействие конкуренции со стороны иностранных производителей, работающих в РФ, имеет гораздо меньшую значимость для отечественного бизнеса, чем национальные конкуренты: 44% респондентов отрицают ее влияние на деятельность своих компаний. Следующей долей по количеству собранных ответов стал вариант "конкуренция оказывает слабое влияние" — 26%. Правда, обрабатывающая промышленность испытывает влияние иностранных производителей больше на 9,4%.
Можно констатировать, что положение дел не изменил ни Таможенный союз (со стороны производителей из стран ТС испытывают сильную конкуренцию только 5% опрошенных), ни присоединение России к ВТО (менее 13% ощутили отрицательное влияние, и только 1% — положительное). Тем не менее 70,4% всех респондентов уверены, что получение равных конкурентных условий доступа на рынки товаров и услуг стран--членов ВТО является для них самым важным. Чуть более половины представителей компаний, принявших участие в опросе, выделяют для себя в качестве значимого преимущества стабильность и предсказуемость условий ведения бизнеса в России и странах--членах ВТО.
Это не помешало 7,7% опрошенных использовать специальные внутрикорпоративные меры адаптации к новым условиям работы после присоединения России в ВТО, а порядка 10% — воспользоваться государственной поддержкой в этом вопросе. При этом наиболее эффективными мерами господдержки опрошенные посчитали (по мере убывания) предоставление российским компаниям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту (59%) и технические барьеры (временные ограничительные меры по ряду товаров и услуг стран--членов ВТО), которые приветствовала бы половина опрошенных. Среди иных мер — содействие в поиске зарубежных партнеров и инвесторов, продвижение продукции на новые рынки, увеличение/уменьшение ставок вывозных таможенных пошлин на товары и другие.
"В прошлом году самым значимым результатом окончания Дохийского раунда переговоров ВТО стало согласование текста Соглашения по содействию торговле. Приятно осознавать, что отчасти достижение этого результата стало возможно благодаря активной работе России в G20 и нашим рекомендациям, подготовленным в рамках рабочей группы по торговле "деловой двадцатки"",— отмечает Алексей Мордашов, член бюро правления РСПП, председатель комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, гендиректор "Северстали". Соглашение о содействии торговле призвано облегчить и упростить таможенные и другие административные процедуры на границе, снизить время и стоимость прохождения товаров через границы, что всегда является источником дополнительных издержек в международной торговле, поясняет он.
"Эта задача особенно актуальна для России, поскольку ее позиции с точки зрения удобства ведения международной торговли значительно уступают большинству стран мира, включая даже такие беднейшие страны, как Ботсвана и Замбия",— считает бизнесмен. Поэтому, по его мнению, приоритетной задачей для российского правительства по стимулированию несырьевого экспорта должна стать либерализация административных и таможенных барьеров.
При этом наибольшее внимание необходимо уделить прежде всего институциональному аспекту развития системы поддержки: снятие барьеров и упрощение процедур, внедрение современных электронных технологий обмена данными, уход от неоднократного предоставления одних и тех же сведений в различных форматах разным службам и государственным органам, расширение практики применения института финансовых гарантий, либерализация сроков предоставления информации о валютных сделках и условий административной ответственности за их нарушение и др. "Решение этих задач позволит нашему бизнесу эффективно встраиваться в международные цепочки создания стоимости, что продвинет нас в том числе в решении задачи развития конкурентоспособности российской экономики на глобальных мировых рынках",— считает господин Мордашов. Ведь согласно данным Минэкономики, напоминает он, сегодня в России экспорт осуществляет лишь каждое 200-е предприятие — 0,5% от общего числа. Тогда как в ЕС — 30%, а в Германии — более 50%.