Школьный надзор
Семейные школы — тренд, стремительно набирающий популярность в обществе.
"Конечно, он не знал греховных грез / И был способен много заниматься: / Все дни он проводил, покорен, тих, / В кругу седых наставников своих",— писал лорд Байрон в поэме "Дон Жуан". Слово "наставник" встречается в поэме несколько раз — такие наставники были и у самого поэта: так называли учителей, которые не только учили юного лорда, но и сопровождали его в путешествиях по Европе. Феномен получил широкое распространение в XVIII веке c возникновением моды на "Большой тур" (Grand Tour) — завершающий этап образования молодых отпрысков аристократических родов.
В те времена немногие богатые молодые люди получали образование в школах. Чаще всего науку постигали на дому, прибегая к помощи частных репетиторов. Изучение академических дисциплин и древних языков заканчивалось к 16-20 годам, и юношу отправляли на год или два в путешествие по Европе под присмотром наставника. Путь молодого человека и его учителя, как правило, начинался с Франции. Для жителей Великобритании именно Франция олицетворяла всю Европу. Потом были Италия и Греция, ведь тот, кто еще вчера читал у камина истории про героев Эллады, должен был своими глазами увидеть античные руины, так как изучение античности и древних языков составляло основы светского образования.
Сопровождавший молодого человека наставник мог быть вовсе не убеленным сединами джентльменом, а обычно лишь на несколько лет старше своего подопечного, для того чтобы школяр мог весело и интересно провести время, но с пользой и под присмотром. Наставники нередко находились на дружеской ноге со своими подопечными. Как, например, Байрон со своим наставником Роджерсом. При этом наставник должен был сам принадлежать к благородной семье, иначе социальное неравенство не позволило бы им иметь дружеских отношений — таковы были традиции английской аристократии.
Путешествие по Европе помогало студенту лучше узнать жизнь благодаря знающему и опытному старшему другу — совместные путешествия по железной дороге проходили в оживленных беседах с чтением вслух Times. Традиция сохранялась вплоть до середины XX века — того времени, когда альтернативой поезду стали самолеты, которые хоть и ускорили передвижение, но для многих семей расходы на авиаперелеты стали непомерными.
Изменилась и сама природа британского образования: с ростом среднего класса в викторианскую эпоху расцвели школы-пансионы, и со временем посылать туда детей стало незазорным даже для самых знатных семей. Во второй половине XX века учеба в университете стала уделом не только "умных", но и практически последней образовательной ступенью. Однако традиция путешествия за границу сохранялась среди семей, которые вели образ жизни космополитов и не мыслили себя без остальной Европы.
В последние 20-30 лет можно все чаще наблюдать состоятельные семьи, где детей в путешествии обязательно сопровождает наставник-репетитор. Для семей, живущих на два, а то и три дома, организовывается домашняя школа, которая, как передвижной театр, отправляется за учениками из Лондона в Нью-Йорк, из Москвы в Гонконг, а потом в Дубай. Летом школа бросает якорь в Ривьере, Тоскане или же, наоборот, плывет с учениками на яхте.
Услуги мобильных школ востребованы и в России. Самый последний тренд, когда репетитора предоставляет образовательная консьерж-служба по просьбе постояльцев отеля. Лидер в этой области — Carfax. К услугам — репетиторы всех возрастов: от вчерашних выпускников вузов до опытных профессоров летом в Монако. Пригласить к себе преподавателя можно в любую точку мира и на любой срок, нужно лишь обеспечить ему проживание, питание и транспорт.
Прибегая к помощи репетиторов, неправильно говорить об unschooling (расшколивании). Это именно домашнее обучение, и к нему чаще всего прибегают родители, которые не могут в силу обстоятельств и условий работы отдать ребенка в постоянную школу. К этому виду образования часто прибегают экспаты, которые приезжают на новое место работы с семьей в середине года, когда набор в школы завершился или нет школы, соответствующей уровню запросов и способностей семьи или программе преподавания.
Домашнее обучение (homeschooling) отличается от частной школы тем, что, как правило, ученики приходят в центр, где занятия ведут сразу несколько разных преподавателей. Такой вид обучения процветает во всех экспатских столицах мира: Гонконге, Сингапуре, Лондоне, Нью-Йорке, Женеве, Брюсселе. Наибольшую популярность он приобрел в Дубае. Аналогичные центры есть также в Москве, Лондоне, Монако и Баку, а скоро откроются в Гонконге, Сингапуре, Женеве и Нью-Йорке. Главное отличие от классического одиночного домашнего образования — это социализация, ведь каждому ребенку необходимо живое общение.
Поэтому вне рамок учебы уделяется, как правило, большое внимание экскурсиям и экспедициям, клубам (ораторское искусство и умению вести дебаты) и командному спорту (практически любые виды, но особый конек — поло). Родители, отдающие детей в homeschooling, часто задают вопросы, как построить обучение таким образом, чтобы ребенок смог потом спокойно продолжить обучение в обычной школе. В какой стране? К чему готовить? Признает ли школа в дальнейшем это обучение? В некоторых странах есть законы, регулирующие, а то и запрещающие домашнее обучение.
За ответами стоит обратиться опять-таки в центры, организующие такое обучение: эксперты, как правило, знают все ответы. Но даже если вопросы и остаются, стоит попробовать. Тренд на домашнее обучение актуален как никогда и продолжает завоевывать широкие слои общества. То, что начиналось как привилегия для избранных 300 лет назад, стало частью образа жизни сначала состоятельных семей, а затем и глобального среднего класса. Мобильное обучение привлекает гибкостью графика и индивидуализацией самого процесса.
Эксперты уверены: спрос на школы семейного типа будет только расти. Технологии, конечно, помогут: дистанционное обучение сегодня очень широко распространено, но сидение перед компьютером или беседа с преподавателем по Skype не заменит живого общения между учителем и учеником. Сегодня это хорошо понимают в Европе и США, а также арабских странах, где наиболее образованные слои общества стремятся дать детям именно "живое" образование. За ними следуют Китай и Россия, однако в обеих странах процент таких людей еще не слишком велик. Хотя если для Китая все это в новинку, то для России стремление к домашнему обучению вполне органично, ведь так воспитывали элиту общества и государства еще в досоветской России.