Новые старые российские
Перспективы Крыма в пенсионной системе РФ
В числе социально-экономических вопросов, которые поставило бы перед российскими властями вхождение Крыма в число субъектов РФ, не последнее место заняло бы пенсионное обеспечение новых российских граждан. Причем дело не столько в нагрузке на бюджет, которая в ближайший год увеличилась бы максимум на 88 млрд руб., сколько в сложности администрирования этого процесса.
Одним из экономических вопросов, который придется решать российским властям в случае вхождения Автономной Республики Крым (АРК) в состав Российской Федерации, будет пенсионное обеспечение жителей Крыма. В российскую пенсионную систему должны будут интегрироваться около 1,6 млн нынешних граждан Украины, и их возможные перспективы различаются, прежде всего, в зависимости от возраста.
На учете в органах Пенсионного фонда Украины по АРК состоит 524,3 тыс. гражданских пенсионеров (в России — 40,8 млн). Сейчас средний размер пенсии в Крыму составляет 1392,5 грн (5375 руб.). Если АКР войдет в состав России, для данного субъекта федерации его законодательный орган должен будет определить прожиточный минимум пенсионера. Прожиточный минимум пенсионера в субъектах РФ варьируется от 4,8 тыс. (Тамбовская область) до 14 тыс. руб. (Чукотка).
Как могла бы выглядеть процедура перевода в российскую юрисдикцию украинских пенсионеров, более или менее понятно (с поправкой на возможные межгосударственные и межведомственные сбои). В случае вхождения Крыма в состав РФ ПФР должен будет получить реестры из Пенсионного фонда Украины (ПФУ) и продолжить выплачивать крымчанам пенсии в соответствии с российским законодательством.
При этом все новации российской пенсионной реформы (пенсионная формула, накопительный компонент и т. д.) не коснутся этой категории новых российских граждан, так же, как они не касаются всех россиян, на которых действие реформы не распространяется по возрасту.
Отдельный вопрос, который пришлось бы решать пенсионным чиновникам,— приведение в соответствие украинской и российской систем льгот для пенсионеров: на Украине, в отличие от России, монетизации льгот фактически не было.
Вне системы ПФР также должна решаться и судьба 32,4 тыс. военных пенсионеров--граждан Украины, проживающих в Крыму. Пенсионное обеспечение военнослужащих в России полностью подведомственно Минобороны, и процедура пересчета пенсионных прав украинских отставников представляет собой отдельный вопрос.
Пока единственным просчитываемым плюсом для крымских пенсионеров от перехода в российское правовое поле был бы пенсионный возраст: в рамках пенсионной реформы с 1 октября 2011 года на Украине он постепенно повышается для женщин. Запланировано, что женщины, родившиеся в 1961 году и позднее, будут выходить на пенсию не в 55, а в 60 лет. Российское законодательство этого не предусматривает.
Данные о тех 770 тыс. жителей Крыма, которые еще не вышли на пенсию, но уже формируют пенсионные права, также должны будут поступить в ПФР. Однако расчет их будущих пенсий будет более сложным. Во-первых, будет задействована та самая новая пенсионная формула, которую эксперты российского рынка считают недостаточно прозрачной. Во-вторых, у новых российских граждан этой категории появится возможность начать формировать пенсионные накопления. Однако для участников рынка пенсионных накоплений (НПФ и управляющих компаний) эти клиенты вряд ли станут целевой аудиторией.
Дело в том, что пенсионная система Украины является полностью солидарной, то есть все пенсионные взносы работодателей за действующих работников аккумулируются в ПФУ и идут на текущие выплаты гражданам, уже вышедшим на пенсию. Если жители Крыма перейдут в российскую юрисдикцию, ПФУ передаст ПФР реестры граждан, но все пенсионные деньги останутся на Украине.
Впрочем, в некоторых НПФ выражают готовность работать с крымскими будущими пенсионерами и с нулевыми счетами. "Эти граждане будут интересны нам, как и все граждане Российской Федерации. Если человек родился в 1967 году, еще более десяти лет он может формировать накопления. Поэтому мы будем агитировать граждан копить себе на пенсию и переходить в НПФ",— уверена исполнительный директор НПФ "Национальный" Светлана Касина.
В целом, если Крым войдет в состав РФ, при минимизации роли накопительного компонента в российской пенсионной системе основная нагрузка по пенсионному обеспечению жителей Крыма ляжет на бюджет ПФР. "Украинские власти неоднократно заявляли о дефиците пенсионной системы. С тем учетом что тариф пенсионных взносов в России меньше, чем на Украине (22% против более 30%), можно заранее сказать, что обеспечить пенсии граждан Крыма только за счет взносов работодателей не удастся",— говорит один из российских федеральных чиновников. "Расходные обязательства ПФР вырастут, их должен будет финансировать федеральный бюджет",— признает замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев.
Впрочем, если бы пенсии в Крыму были бы установлены даже по верхней планке регионов России, в российских масштабах нагрузка в ближайшее время выросла бы незначительно. Сумма трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР безо всякого Крыма должна составить 2,45 трлн руб. в 2014 году, 2,92 трлн руб.— в 2015-м и 3,19 трлн руб.— в 2016 году. Выплата в 2014 году 524 тыс. новых пенсионеров даже по 14 тыс. "чукотских" рублей в месяц потребовала бы дополнительно 88 млрд руб. — при условии, что ни один крымский работодатель не перечислит ни рубля пенсионных взносов.
В ПФР и Министерстве труда и социальной защиты отказались от комментариев до официальных результатов референдума.