"С военной точки зрения Крым — бесценная находка"

После референдума Крым обеспечат военными заказами. Как сообщил в своем Twitter вице-премьер Дмитрий Рогозин, военно-промышленная комиссия в ближайшее время примет решения о загрузке крымской промышленности долгосрочными и выгодными заказами. Военный специалист, публицист Александр Широкорад обсудил ситуацию с ведущими Оксаной Барыкиной и Максимом Митченковым.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

М.М.: Какими именно заказами мы можем нагрузить Крым, и где эти заказы будут выполняться?

А.Ш.: Во-первых, заказы судостроительные. В Крыму в XX веке было построено множество судостроительных заводов, это судостроительные заводы в Керчи, в Феодосии, там делалось все: от сторожевых кораблей до кораблей на воздушной подушке, на подводных крыльях. Кроме того, в Севастополе расположено два судостроительных завода, Севастопольский морской завод, который принадлежал Украине и 13-й судоремонтный завод, принадлежавший Украине. Все, что принадлежало Украине, оказалось, в лучшем случае, в жалком состоянии или было просто расхищено: и военные заводы, и военная инфраструктура. Дело в том, что сейчас России и крымским властям, разумеется, предстоит навести порядок в Крыму, в том числе и в военной инфраструктуре.

О.Б.: То есть получается, что прежде чем эти заказы обеспечить, долгосрочные, выгодные, сначала нужно все восстановить?

А.Ш.: Да, например, тот же 13-й завод работает весьма эффективно, а Севморзавод, в общем-то, готов уже к выполнению заказов. Другое дело, что там ушли какие-то кадры, но они могут вернуться, тем более у них большие задолженности по персоналу. Но это тоже можно заплатить. То есть что-то можно сделать, например, ту же судостроительную промышленность Крыма можно поставить на ноги буквально за неделю. А вот, допустим, восстанавливать военную инфраструктуру придется месяцами. Например, в Крыму есть два аэродрома, огромных аэродрома — это Веселое и Гвардейское, где до распада СССР базировались три полка дальней морской авиации. Это огромные аэродромы. Или их можно использовать в военных целях, или там можно сделать, например, гражданские аэропорты. Но это, повторяю, дело месяцев. Но приведение этого в порядок потребует буквально тысячи рабочих рук, то есть, попросту говоря, приведение в порядок военной инфраструктуры Крыма привлечет десятки тысяч крымчан, даст им рабочие места.

М.М.: Да, но мы понимаем, что строить эти корабли должны настоящие специалисты.

А.Ш.: Они там есть.

М.М.: Где они есть тогда?

А.Ш.: В Феодосии есть, в Керчи есть. Многие ушли временно, многие торгуют на рынках, но они вернутся, немедленно вернутся, когда будут заказы Севастопольскому морскому заводу, будут заказы Феодосийскому заводу моря.

М.М.: Обеспечение Крыма такими заказами — это все-таки политическое решение для того, чтобы поддержать экономику региона, или наши заводы, которые сейчас есть в России, не справляются?

А.Ш.: Там неразрывная связь. Например, строительство моста в Керченском проливе — это не такая сложная вещь, как кажется. Дело в том, что немцы за несколько недель построили канатную дорогу через Керченский пролив в 1942 году, а в 1943-44 годах начали строительство моста, и этот мост даже какое-то время функционировал. Если не будет хищений, коррупции в строительных организациях, сделать мост через Керчь элементарно. Можно построить газопроводы по дну Керченского пролива. Опять же, в Великую Отечественную войну наши строители за несколько недель построили нефтепроводы и бензинопроводы по дну Ладожского озера с большой земли в Ленинград. Неужели сейчас через 4 км Керченского пролива нельзя построить газопроводы, нефтепроводы, чтобы снабжать опять же Крым. И строительство моста, строительство нефтепроводов приведет к возникновению рабочих мест для населения Крыма, то есть крымчане найдут, где работать. Это все взаимосвязано, понимаете.

О.Б.: А для России насколько важно, чтобы вернулись эти предприятия в наш состав? Потому что в советский период, специалисты говорят, около 40-60 ВПК СССР было сосредоточено на Украине.

А.Ш.: Да, и морских, — какие-то уже не вернешь, например, подземный завод в Балаклаве по ремонту подводных лодок, но можно вернуть многие другие, я повторяю, судостроительные. И потом, дело не только в заводах, восстановление военной инфраструктуры потребует привлечение десятков тысяч рабочих мест повсеместно, и ими будут крымские руки, понимаете?

О.Б.: Да, я понимаю. Но для нас насколько это важно-то? Для них это работа.

А.Ш.: Естественно, важно, потому что кто владеет Крымом, тот владеет Черным морем. Это говорю не я, это говорили и немецкие стратеги, это говорили американцы, турки и так далее, попросту говоря, с военной точки зрения Крым — это бесценная находка. Без Крыма Черноморский флот фактически не мог существовать, он влачил жалкое существование. Мы до этого момента не имели права даже новые корабли вводить в Севастополь.

Вся лента