"Уровень инвестиционной привлекательности Крыма будет совершенно иной"
Сергей Собянин о перспективах полуострова
Присоединение Крыма чрезвычайно выгодно для России. Сергей Собянин в интервью с замглавного редактора "Коммерсантъ FM" Андреем Родионовым во время московского бизнес-форума предложил ряд мер, которые позволят поднять экономическую составляющую региона на иной, гораздо более высокий уровень.
— Сергей Семенович, насколько важно для Москвы проведение вот такого мероприятия, таких форумов? Как вы оцениваете вообще происходящее?
— Сегодняшнее мероприятие это не проходное мероприятие, это крупнейший бизнес-форум мира, такой форум ежегодно проводится в одном из ведущих городов, проводился в Мехико, в Лондоне, в Нью-Йорке, в ряде других крупнейших городов мира. Мы выиграли конкурс на проведение этого конгресса. И количество участников, которые приехали в Москву, рекордное — представители 150 стран, более 5 тыс. участников. Это абсолютный рекорд для такого рода форумов, который свидетельствует о том, что площадка для проведения форума была выбрана правильно, и к ней огромный интерес мирового бизнеса.
— Какая отдача может быть от этого форума? Может быть, какие-то цифры, инвестиционный климат, возможно, Москва здесь рассчитывает на заключение конкретных каких-то сделок и контрактов?
— Конечно, будут какие-то сделки на площадках форума проводиться, но самое главное — это создание такой правильной информационной среды вокруг Москвы. Вы знаете, насколько она сегодня политизирована, и для нас важно показать всю правду о Москве, о тех возможностях, которые есть, о том предпринимательском климате, который здесь есть, ну и об условиях жизни в Москве, условиях ведения бизнеса. Это очень важно. Должен сказать, что, несмотря на все какие-то, может быть, не очень оптимистические заверения, Москва бьет рекорды. Мы в прошлом году привлекли самое большое количество инвестиций за всю историю Москвы — это более $40 млрд инвестиций. И уровень безработицы в Москве тоже побил рекорды в положительном смысле слова — самый низкий за всю историю Москвы.
— А если сравнить с 2012 годом, каков процентный прирост? Вы говорите, $40 млрд.
— 14% прироста объема инвестиций. Это тоже хорошая динамика.
— Что касается инвестиционного климата, вы сказали, что рассчитываете на это, но можно ли Москву рассматривать в отрыве от всей страны? По экономическим показателям не очень хорошие прогнозы, называются разные цифры. Здесь Москва как-то отделима от страны?
— Москва должна быть драйвером инвестиционного процесса в России, я в этом уверен. Москву невозможно рассматривать отдельно от всей страны и, в частности, от центрального региона. Московская агломерация напрямую составляет около 20 млн жителей. Вокруг Москвы расположены регионы, которые интегрированы с Москвой. И общее количество проживающих вот в этом крупном регионе составляет 40 млн человек. Это почти треть населения страны, поэтому мы, говоря о Москве, говорим о центральном ядре России, центральной части России, наиболее населенной и активной.
— Вы можете назвать какие-то конкретные проекты в Москве, которые для вас особенно дороги, которые сейчас реализуются, и нет ли угрозы, что они будут как-то заморожены в связи с такой непростой экономической ситуацией?
— Я надеюсь, что мы будем иметь возможность продолжить инфраструктурные проекты, они крупнейшие в мире, но вопрос даже не в том, что они крупные или не крупные, они просто жизненно необходимы для города. Это строительство метрополитена, строительство новых дорог, развязок, реконструкция железнодорожных пассажирских линий. С одной стороны, мы делаем более комфортным проживание в городе за счет активного развития транспортной инфраструктуры, с другой стороны, мы, конечно, привлекаем инвестиции и в транспортные инфраструктуры, и все, что вокруг нее. Одно строительство московской кольцевой железной дороги и перевод ее не только с грузовых потоков, но и пассажирских, дает возможность реорганизовывать десятки промышленных зон, которые находятся почти в центре города. Их невозможно было реорганизовать, потому что там реальной пассажирской транспортной инфраструктуры не было. Редкие грузовые поезда проблему не могли решить. Сегодня ведется большое строительство, реконструкция этого кольца, нанизываются транспортно-пересадочные узлы, соединяются с радиальными направлениями метрополитена и железной дороги. Это новое кольцо, транспортно-пересадочный узел Москвы, новое кольцо для метрополитена, новое транспортное кольцо, которое будет уже нанизывать, извините, не помойки бывших промзон, а центры развития.
— Поскольку мы находимся с вами на такой инновационной площадке, может быть, в сфере инноваций тоже есть какие-то успехи?
— Ну, во-первых, не надо забывать, что "Сколково" это тоже Москва, и мы активно помогаем и созданием транспортной инфраструктуры, инженерной, коммунальной инфраструктуры для того, чтобы как можно быстрее запустить эту площадку. Второе — все технопарки Москвы активно работают и привлекают на свои площадки инновационные проекты, высокотехнологичные проекты. Мы в прошлом году создали московский акселератор для инновационных стартапов и выстроили целую систему поддержки и информирования всех тех, кто желает заниматься инновационной деятельностью. Результаты есть: объем инновационной деятельности, объем деятельности, связанной с новейшими технологиями, IT-технологиями, в Москве составляет около $20 млрд. Это большой объем в любом понимании, в мировом понимании тоже.
— Сергей Семенович, не могу вас об этом не спросить, поскольку в информационном поле это сегодня присутствует, тем более, вы политик федерального масштаба: как вы можете прокомментировать результаты референдума в Крыму?
— Я поздравляю крымчан с тем решением, которое они приняли. Какое бы решение они ни приняли, мы бы с уважением к нему отнеслись. Но то, что они приняли решение о вхождении в Россию, конечно, не может не радовать россиян. Мы всегда чувствовали единство с Крымом, Севастополем, никогда не разделяли понятия "Россия" и "Севастополь", и то, что было принято решение самым свободным образом, свободное решение, свободным волеизъявлением без всякого давления при такой единой поддержке людей, не может не впечатлять и не радовать. Севастополь — наш город-побратим, побратим Москвы, мы всегда с ним сотрудничали. И вот буквально сегодня в Севастополь приходит наш гуманитарный груз, целая колонна машин в 60 единиц, которая включает и "скорую помощь", и пожарные машины, и коммунальную технику, и автобусы. Железнодорожным транспортом идут троллейбусы, поставляемые Москвой, порядка 20 тонн лекарственных препаратов, современное школьное оборудование, материалы по уходу за инвалидами и целый ряд других предметов, жизненно необходимых для Крыма.
— Экономическая целесообразность подразумевает некий взаимовыгодный обмен. Вы сейчас называете ту часть, которая, что называется, расходная. Но с точки зрения экономической целесообразности, экономических интересов, что мы получим взамен, грубо говоря?
— Я считаю, что Крым и Севастополь с экономической точки зрения чрезвычайно выгодны для страны. Я уверен, что в Крыму будет развиваться туристический бизнес. У Москвы есть, кстати, несколько санаториев в Крыму, которые последнее время, к сожалению, не развивались из-за той политической неопределенности и политической нестабильности. Сейчас, когда Крым войдет как субъект Российской Федерации в состав России, конечно, уровень инвестиционной привлекательности со стороны бизнеса будет совершенно иной. Сегодня, конечно, говорить о какой-то там серьезной экономической составляющей не приходится, этот регион недоинвестирован, но я думаю, что в ближайшие годы ситуация будет там значительно меняться в лучшую сторону. И Москва, конечно, будет также вкладывать в развитие туристического бизнеса, в свои санатории для того, чтобы обеспечить возможности и для москвичей, и для всех желающих посещать и отдыхать в Крыму.
— Но правильно я понимаю, что взаимоотношения Москвы и Севастополя, в общем, не сильно изменятся, потому что они и до того были сильными, или изменятся?
— Изменятся в лучшую сторону. Мы договорились с мэром Севастополя Алексеем Николаевичем Чалым, чтобы разработать новый проект соглашения, вывести его на новый качественный уровень.