"Если мы хотим помочь малому и среднему бизнесу, нужно поменять стратегию"
В Москве продолжается Всемирный конгресс предпринимателей. Мероприятие проходит в Манеже. Председатель Всемирного конгресса предпринимателей Джонатан Ортманс ответил на вопросы корреспондента "Коммерсантъ FM" Натальи Суворовой.
— Вы были в России неоднократно много лет подряд, как вы можете оценить изменения в области бизнеса и открытости для предпринимательства, которые здесь происходят?
— Да, наблюдается прогресс, особенно в том, что касается благоприятной среды для молодых компаний, для начинающих компаний, новых компаний. И мы видим прекрасный пример сотрудничества между делегатами из 153 стран, которые приехали на этот конгресс, которые стараются помочь предпринимателям. Мы видим молодежь России, у которой должны учиться коллеги из других стран. И мы видим прекрасные примеры такого сотрудничества. Например, можно назвать Digital October и другие места, где работают предприниматели, и эта атмосфера, в которой они работают, очень похожа на атмосферу в других странах мира.
— Есть ли какие-то правила, может быть, пара рекомендаций, которые вы бы хотели дать России для того, чтобы она смогла повысить свои результаты в рейтинге всемирного банка Doing Business, чтобы облегчить молодым предпринимателям возможность открывать свой бизнес здесь?
— Все зависит от стратегии, потому что во всех странах, даже в Соединенных Штатах Америки, существуют разные барьеры на пути развития малых компаний, новых компаний, которые только выходят на рынок. И в России тоже существуют определенные барьеры, как и в других странах. Поэтому необходимо задуматься и разработать стратегию, которая позволит новым молодым компаниям развиваться. Главное, что мы можем сделать — это понять ситуацию, чего не хватает нашим предпринимателям, которые работают в этой стране, и потом определить пробелы и заполнить их. Это означает сбор данных и работу вместе с правительством над изменением законодательства, которая позволит изменить и среду.
Мне говорили о том, что существует очень много компаний, которые начинают свой бизнес, но потом это ни к чему не приводит. Но с какими бы трудностями мы не сталкивались, необходимо понять, в чем заключаются основные барьеры, что позволит предпринимателям решить проблемы, что работает, а что нет.
Но опять же необходимо понимать, что нужно поменять стратегию, если мы хотим помочь малому и среднему бизнесу. Если мы хотим развивать новые компании, которым будет сопутствовать высокий рост, необходимо продумать, какие проблемы они встречают на своем пути, и помочь им решить эти проблемы. Даже в Италии и Соединенных Штатах Америки только в последние пять лет возникло понимание, что необходимо выработать новую стратегию, и эту стратегию должно выработать правительство этих государств.
— Какой должна быть роль правительства в выработке стратегии помощи стартапам? Должны ли они выбирать фирмы, которые могут развиваться, или это должна быть более широкая стратегия, чтобы выживала сильнейшая фирма?
— Конечно же, правительство не может выбрать победителей и проигравших. Господин Комиссаров, который тоже участвует в этом конгрессе, является предпринимателем, и он представляет, что это такое. Но это бывает очень редко, потому что в разных правительствах, в разных странах мира обычно правительство занимается своими проблемами, поэтому они не должны выбирать какой-то бизнес или какие-то компании, которые должны процветать. Я могу сказать, что дело не только в деньгах, которые правительство должно предоставить этим предпринимателям, проблема вовсе не в этом.
Необходимо создать правильную культурную среду, где люди могут создавать команды, экспериментировать, опробовать разные инициативы и потом смотреть, позволяет ли это обеспечить рост бизнесу. И тогда начинать уже развитие компаний в полной мере и преследовать, возможно, даже агрессивную политику компаний, если они уже протестировали определенные модели и знают, что они будут успешны.
Поэтому правительство должно пустить отчасти на самотек, пусть это будет не так организованно, пусть этот процесс будет немного хаотичным, но способствовать развитию этой культуры предпринимательства и делать то, что делается в Москве, создавать необходимую инфраструктуру, обеспечивать пространство для совместной работы предпринимателей и просто относиться к этим людям, которые стараются что-то сделать, как к героям, пусть даже у них и не получится все это сделать сразу.
Понятно, что предприниматель идет на риск, когда выпускает какую-то инновацию на рынок. И правительства просто должны позволить им это сделать, пусть они разрабатывают все необходимые механизмы, позволяющие вести научные исследования. И это похоже на процесс воспитания ребенка: сначала в первые пять лет ты делаешь все возможное для того, чтобы он просто развивался, чтобы ему было легко в этом мире. И никогда не используйте слова: "О, у тебя не получилось", потому что они растут, они изучают новое, они экспериментируют.
Возможно, мэру Москвы стоит провести такое мероприятие для всех людей, которые пытаются экспериментировать, даже если их постигла неудача, и просто сказать: "Молодцы, что попробовали".
— Насколько эта деловая среда, о которой вы говорили, и культурная среда, благоприятная для предпринимательства, зависит от внешних факторов? В связи с происходящим в мире не могу не спросить, стоит ли ожидать какой-либо реакции от международного бизнес-сообщества на действия России в мире? Или бизнес бизнесом, а внешняя политика и прочие вещи отдельно?
— Я не думаю, что предприниматели, люди, которые создают компании, уделяют столь много внимания политическим вопросам. Основное внимание этим вопросам уделяет правительство. Для крупных государственных институтов, для корпораций, конечно же, это создает определенные проблемы, но для сообщества, которое участвует в этом конгрессе, для начинающих компаний, молодых компаний, которые развивают свой бизнес, это не представляет собой какую-то огромную проблему. Они считают, что у них больше общего, потому что они работают в сфере бизнеса, и, несмотря на то, что они из разных стран, у них большего общего, чем разного. Я говорил делегатам из разных стран, иногда кажется, что можно сдать свой паспорт дома и получить новый, куда бы они ни приехали, и все равно они будут чувствовать себя в этой новой стране, как дома.
— Что сделать для того, чтобы они оставались в стране, где они начали бизнес, и не уезжали в другие страны?
— Если мы говорим о предпринимателях, они, конечно же, могут переезжать из одной страны в другую, и если мы посмотрим на предпринимателей из Израиля или Австралии, они действительно начинают бизнес в своей стране, но что их удерживает в стране — это любовь к их семье, к их родине. И чтобы сохранить своих предпринимателей у себя в стране, государство должно ценить их и устраивать разные мероприятия. Например, мы устраиваем всемирные недели предпринимательства, куда приглашаем участников из разных стран мира. Поэтому необходимо просто упростить им жизнь и чествовать их, воздавать им должное, то, что они заслуживают, для того чтобы они оставались у себя на родине.