Лесные проездные
Заготовители леса теряют на перевозке сырья половину его продажной стоимости, при этом транспортировка становится все более затратной. Крупные заготовители обзавелись собственным автопарком и железнодорожными вагонами, но и это пока не решает проблему высокой стоимости доставки.
Живописно преодолевающие речные пороги груды бревен остались в основном в советских фильмах. Самый распространенный современный способ транспортировки леса не сплав, при котором значительная часть сырья теряется или повреждается, а перевозка автотранспортом. Крупные заготовительные предприятия имеют свой автопарк, чтобы не зависеть от колебаний цен на перевозки в период дефицита транспорта в высокий сезон перевозки леса. На втором месте после лесовозов стоит железная дорога, которая не так выгодна. Рельсы не проложены от места заготовки до места переработки, значит, в пути сырье ожидает несколько перевалок, в результате чего качество сырья может ухудшаться, а себестоимость его растет. Генеральный директор холдинга "Инвестлеспром" Антон Завалковский полагает, что железнодорожный транспорт отходит на второй план, так как сегодня стоимость перевозки по железной дороге в разы дороже стоимости перевозки лесосырья водой или автотранспортом. Очевидным достоинством железнодорожного транспорта является то, что он используется повсеместно и круглогодично, и его преимущества особенно заметны в периоды распутицы,— говорит господин Завалковский.— Но при этом железнодорожный транспорт сегодня остается самым дорогим. Тарифы РЖД растут каждый год, и просьбы лесопромышленников снизить для предприятий отрасли стоимость услуг монополиста на правительственном уровне поддержку пока не получили.
Немногие лесозаготовители имеют собственные железнодорожные вагоны, что позволяет сделать такой способ доставки более выгодным. Еще один вариант транспортировки леса — водным транспортом — предполагает несколько перевалок в пути до места погрузки, поэтому для большинства лесозаготовителей интереса не представляет.
Самый распространенный вариант перевозки леса, автотранспортом, остается самым удобным из всех возможных. Специальная техника может проехать по любому бездорожью и довезти лес до ближайшего склада с минимальными потерями.
Менеджер по продажам грузового автотранспорта филиала "Ман Трак энд Бас РУС" в Петербурге Михаил Гришко рассказал, каким образом современная техника помогает заготавливать лес: "Самый современный способ перевозки леса, который сегодня преимущественно используется на северо-западе России, а также в Финляндии и Швеции,— сортиментный. Лесозаготовительная машина харвестер рубит ствол, снимает с него сучья, затем форвардер складывает стволы и вывозит по бездорожью на склад, параллельно проводят учет, сколько кубометров леса заготовлено. Затем со склада лес уезжает к месту переработки.
Основная проблема, которую испытывают сегодня все лесозаготовители, какой бы современной техникой они ни пользовались,— ограничения на предельно допустимый вес, который разрешено перевозить автотранспортом по областным и районным дорогам. Одной машине можно перевозить не более 6,5 тонны. На практике это означает, что лесовоз увозит со склада на треть меньше, чем может. Например, "КамАЗ", который может перевезти 35 кубометров леса, из-за ограничения по весу везет всего 20 кубометров. А если перевозится тяжелая древесина, например лиственница, пустого места в машине оказывается еще больше.
Антон Завалковский: "Разрешенная нагрузка на ось с учетом веса любой лесовозной машины делает автоперевозки леса нерентабельными: для соблюдения законов лесовоз порой нельзя загружать даже наполовину".
Вес лесовозов и прочего грузового транспорта ограничивают с целью обеспечить сохранность дорожного полотна, которое и так далеко не идеально.
Чтобы обойти ограничение по весу груза, лесозаготовители стараются использовать технику с максимальным количеством осей. Например, везут сырье на четырехосном прицепе. Тогда весы, установленные под дорожным полотном, замеряющие вес машины вместе с грузом по каждой из осей, показывают меньшее давление на дорогу. Чтобы загрузиться под завязку, необходимо купить разрешение, которое большинству "лесников" недоступно. Штраф за перевес в среднем составляет 0,5-1 млн рублей, поэтому мало кто рискует загрузить в прицеп больше положенного веса.
Лес надо вывезти как можно быстрее и обязательно успеть до начала таяния снега. Срубленные стволы быстро начинают гнить и теряют в цене. Перевозка крупногабаритных грузов осенью и весной невозможна: дороги закрываются на просушку. При этом основное время продаж леса — весна и лето, к этому времени древесина должна быть не только доставлена, но и обработана.
Михаил Гришко рассказал, что из-за дорожных сложностей оказался без работы практически весь моногород Сокол в Вологодской области, большинство предприятий которого связаны с переработкой леса.
Качество лесных дорог не только ограничивает время перевозки и вес грузов, но и вынуждает лесозаготовителей использовать менее эффективный автотранспорт.
Антон Завалковский: "Импортные лесовозы в эксплуатации надежнее и экономически эффективнее за счет экономичности и большего КПД, но для них нужны качественные лесные дороги. Если же дороги низкого качества, то по ним способен проехать только отечественный автотранспорт. При этом себестоимость вывоза будет дороже на 30%, чем при использовании импортных лесовозов".
Лесозаготовители пытаются решить эту проблему. Некоторые продолжают вывозить лес себе в убыток, чтобы не простаивали люди и техника. К тому же за древесину, гниющую в лесу, придется заплатить штраф. Другие пытаются наладить производство непосредственно в месте заготовки: сушат лес, чтобы повысить его качество, сделать его более дорогостоящим, а перевозку — удешевить.
Антон Завалковский считает, что проблему низкого качества дорог нельзя перекладывать на лесозаготовителей: "Надо разрешить использовать лесовозы на 100%, снять ограничения по нагрузке на ось и строить качественные лесные дороги. Это увеличит доступность сырья и уменьшит его себестоимость".
Как лес валят
Так называемый хлыстовой способ заготовки леса уходит в прошлое и уступает место сортиментному. Лес хлыстами рубят люди, а не техника. Бригада ходит по лесу и выбирает подходящие стволы. Затем вручную деревья рубят и срезают с них сучья. После этого стволы подцепляет и тащит волоком по бездорожью трелевочный трактор. Такой способ заготовки сырья отличается низкой эффективностью. Заготовка идет медленно, а перевозка леса волоком влияет на качество стволов не лучшим образом.
Сортиментный способ — самый современный и эффективный, его давно используют в Швеции и Финляндии и уже почти везде в Вологодской и Архангельской областях. Сортимент — это ствол, лишенный сучьев и разрубленный на несколько фрагментов. Так лес удобнее перевозить. Рубит ствол, снимает с него сучья и делит на части харвестер — машина, которая справляется с задачей за считаные минуты. Затем харвестер грузит готовый лес на форвардер, который перевозит и складирует лес в штабеля. Именно форвардеры и харвестеры пользуются сегодня наибольшим спросом.
Все крупнейшие изготовители техники для лесозаготовки: Caterpillar, Hitachi, JCB, John Deer, Komatsu Forester, Man, Volvo и другие ввозят свою технику в Россию.
Компания JCB, например, поставляет фронтальные колесные погрузчики, тракторы Fasttrac и мини-погрузчик с бортовым поворотом. Ключевую роль в применении таких машин играет выбор навесного оборудования, которое обеспечивает их многофункциональность. Фронтальные ковшовые погрузчики JCB представлены 11 моделями весом от 2 до 20 тонн. В лесной промышленности в качестве навесного оборудования используется захват для бревен, он доступен в разных модификациях — с неподвижными или регулируемыми вилами. Конструкция захвата усилена специальным образом с помощью двойных цилиндров. Для работ в лесной промышленности на выбор предлагаются, например, оборудование для измельчения пней и кусторезы.