Прибыль в инвестициях
Проблемы лесопромышленного комплекса обсуждают эксперты
Предприятия лесопромышленного комплекса (ЛПК) находятся в непростом положении. С одной стороны, используемая с советских времен экстенсивная модель лесопользования требует инвестиций в освоение все новых территорий. С другой — необходимо менять устаревшую технику и внедрять зарубежные технологии. К тому же растут тарифы на электроэнергию, а услуги компетентных специалистов обходятся недешево. Нужно менять систему, а не сокращать издержки, говорят эксперты.
О непростой ситуации в лесной отрасли свидетельствует падение ее доли в ВВП. В 2013 году она составила 1,6%, тогда как десятью годами ранее, в 2003 году,— 2,3%.
Среди основных проблем отрасли — неэффективность использования лесных ресурсов, по запасу которых Россия занимает первое место в мире. Однако экстенсивная модель их освоения — вырубка все новых лесов вместо восстановления старых — не только ведет к дефициту лесосырья на внутреннем рынке, но и невыгодна самим предприятиям. Разрабатывая все новые участки, лесопромышленникам приходится вкладывать большие средства в новые дороги и инфраструктуру. Директор по природоохранной политике WWF России (Всемирный фонд дикой природы) Евгений Шварц объясняет, что в результате не формируется интенсивное ведение лесного хозяйства в староосвоенных регионах (европейская часть России, ряд кластеров в Средней Сибири и на Дальнем Востоке). Между тем предпочтительность интенсивной модели лесопользования признают не только экологи, но и участники рынка, которые могли бы сократить издержки, если бы использовали уже имеющуюся инфраструктуру, а не создавали новую.
Однако для этого необходимо менять законодательство. "Эффективность бизнеса любой отрасли экономики напрямую связана с кадрами и построением качественного диалога власти с бизнесом. Диалог в лесной отрасли постепенно выстраивается и, возможно, результаты взаимопонимания бизнеса и власти проявятся гораздо быстрее, чем решится кадровый вопрос, — считает Дмитрий Акопов, генеральный директор компании Jacobson Partners, — Эксперты рынка уже не первый год отмечают дефицит высококвалифицированных кадров в ряде отраслей. Это происходило планомерно в силу разных причин - в том числе из-за отсутствия соответствующего образования. В лесной отрасли эта проблема крайне очевидна. Развитая ранее сеть учебных заведений, включающая лесные школы, техникумы и высшие учебные заведения, сегодня практически не функционирует. Нарушена система повышения квалификации. Те программы, которые сейчас существуют, далеки от текущих реалий рынка и отрасли и не учитывают актуальные потребности бизнеса". С другой стороны, выпускники с профильным образованием тоже не готовы идти в лесную отрасль. В силу этих причин на предприятиях лесного хозяйства остро стоит вопрос пополнения кадров молодыми специалистами. Компании, считает эксперт, находятся перед выбором: ждать, пока необходимые им специальности вновь станут популярны и начнется приток молодых профессионалов в лесное хозяйство, или уже сейчас что-то предпринимать, чтобы ликвидировать разрыв между возможностями современного образования и реальными потребностями бизнеса. При этом необходимо учитывать, что обозначенные правительством задачи модернизации отрасли настоятельно требуют формирования нового поколения профессиональных кадров.
Напомним, что в России право аренды земельного участка, которое компании получают, одержав победу на аукционе, ограничено 49 годами. При таком ограничении сложно внедрить модель интенсивного планирования лесопользования, которая предполагает эффективное лесовосстановление (включающее качественный уход за саженцами и молодыми деревьями, проведение коммерческих рубок ухода и сплошных рубок). Поэтому российские собственники сегодня не заинтересованы в работе на перспективу. Поскольку участок по истечении срока его аренды снова выставят на аукцион, большинство компаний предпочитает извлечь из него максимум выгоды в настоящем, а не заботиться о будущем.
Лесопромышленникам приходится решать вопрос о том, как обеспечить окупаемость инвестиций. Прежде всего в строительство новых дорог и инфраструктуру. Поскольку вдоль существующих магистралей лес уже вырублен, за качественным хвойным пиловочником приходится идти вглубь. "Компании приходится самостоятельно осуществлять строительство дорог и необходимой инфраструктуры, чтобы иметь доступ к ресурсам",— говорит руководитель пресс-службы группы "Илим" Артем Савко.
Вторая крупная статья операционных затрат — на транспортировку готовой продукции. "С 2009 года стоимость транспортировки, например, целлюлозы в Китай удвоилась, а сроки поставки увеличились, то есть помимо прямого увеличения затрат на транспорт происходит увеличение оборотного капитала",— поясняет господин Артем.
Помимо транспорта серьезную статью операционных расходов составляет стоимость самого волокна. "Мы самостоятельно заготавливаем более половины необходимой древесины для гарантированного бесперебойного обеспечения сырьем",— рассказывают в "Илиме". Чтобы снизить эти затраты, реализуется программа постоянного повышения эффективности используемой технологии лесозаготовки и лесовосстановления.
"Оборудование и техника лесной промышленности устарели, а износ основных фондов, эксплуатирующихся еще со времен СССР, превысил 60%",— констатирует Лариса Иршинская, руководитель направления "Специальные проекты" Cornerstone. По ее словам, российские технологии, внедренные более 40 лет назад, уступают западным на мировых рынках из-за высоких издержек при производстве".
Усовершенствование производства в условиях конкуренции необходимо. Устаревшие предприятия, использующие неэффективные технологии, переживают трудности. Из-за слишком больших издержек и перегрузок производства в 2013 году с кризисом столкнулись ОАО "Кондровская бумажная компания", ОАО "Селенгинский ЦКК", ООО "Енисейский ЦБК", отмечает президент Лиги переработчиков макулатуры РАО Бумпром Андрей Гурьянов.
"Улучшение технической оснащенности предприятий требует значительных затрат: оборудование и техника импортируются и являются дорогостоящими, срок окупаемости составляет пять-десять лет",— поясняет госпожа Иршинская. В результате рост издержек производства снижает прибыльность, что сохраняет технологическое отставание.
Среди наиболее затратных — проекты greenfield, то есть предприятия, которые создают с нуля. Они требуют серьезных инвестиций как в подготовку внешней инфраструктуры, так и в сами технологии. Это существенно усложняет проект и повышает степень риска: делает его более дорогостоящим и увеличивает период реализации. Исходя из этих условий, ожидать быстрой окупаемости новых проектов весьма сложно.
Сроки окупаемости крупных инвестиционных проектов в отрасли, в том числе строительство целлюлозных заводов, крупных бумажных фабрик или многотоннажных бумагоделательных и картоноделательных машин, очень длительные — до десяти и более лет, подтверждает Антон Завалковский, генеральный директор холдинга "Инвестлеспром".
Участникам рынка непросто найти инвесторов, готовых вложить средства на таких условиях. Гораздо дешевле и проще с точки зрения поиска инвесторов выглядят проекты, осуществляемые не с нуля (greenfield), а на базе существующих предприятий. Реконструкция действующих заводов позволяет сэкономить как на строительстве транспортной инфраструктуры, так и за счет уже существующих энергетических ресурсов. Плюс экономия времени и средств на поиске персонала: квалифицированные кадры уже имеются и знакомы со всеми тонкостями производства.
Неудивительно, что реконструкцию предприятий в России предпочитают постройке новых. "Именно таким образом реализованы или реализуются в настоящее время почти все проекты в целлюлозно-бумажной отрасли России",— говорят в "Илиме".
База предприятий отечественная, а технологии заимствуются из-за рубежа. Так, группа "Илим" использует технологический опыт International Paper. С помощью зарубежного опыта и партнера был реализован проект "Степ" в Сыктывкаре и реконструирован комбинат в Светогорске. Среди успешных примеров российского освоения зарубежных технологий — проект "Кама" по выпуску легкомелованной бумаги, запуск машины по производству тестлайнера (плоского слоя гофрированного картона) компанией SFT, строительство завода полуцеллюлозы на Архангельском ЦБК и другие.
Самым эффективным способом повысить рентабельность предприятий отрасли эксперты называют внедрение технологии интенсивного лесопользования. Более того, к этому же выводу пришли власти. Как подтвердили в Рослесхозе, сейчас создается межведомственная рабочая группа, которой предстоит доработать нормативные акты при участии представителей ЛПК и экологов. По новым правилам те предприятия, которые согласятся на добровольную международную сертификацию, смогут продлевать срок аренды без участия в аукционе.