Недорогой наш человек
Мария Портнягина выясняла, сколько стоит жизнь россиянина
Человеческий капитал признан во всем мире двигателем экономического развития. А вот в России цена жизни оказалась удивительно невысокой. Почему?
Человеческая жизнь бесценна и в то же время имеет стоимость — в этом убеждены экономисты всего мира. Эксперты НИУ ВШЭ оценили стоимость жизни человека в России. Пожалуй, первый вопрос: зачем переводить жизнь в деньги? Например, чтобы установить, какая компенсация полагается родственникам погибшего при аварии на производстве или транспорте, при стихийном бедствии или теракте. Получается, что измеряется скорее цена смерти человека, но это не совсем так. Высокая стоимость человеческой жизни, полагают экономисты, вынуждает правительство и компании повышать уровень безопасности. По идее, это ведет к улучшению условий труда, совершенствованию сферы здравоохранения, системы страхования и работы аварийно-спасательных служб. И главное — к снижению смертности. Для государственной машины и бизнеса это означает меньший экономический ущерб от потери работников. Действует ли эта модель в России?
— Среднестатистическая жизнь человека в нашей стране стоит около 50 млн рублей,— говорит "Огоньку" Татьяна Карабчук, замзаведущего Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ.— С таким результатом Россия близка к развивающимся странам Азии. А на фоне развитых стран получается, что стоимость человеческой жизни у нас крайне мала: почти в 8 раз меньше, чем в Великобритании, в 6 раз — чем во Франции, в 4,5 раза — чем в США.
По другой методике расчета, которая исходит из оценки человеческого капитала (во внимание здесь берется прежде всего то, как человек проявляет себя в сфере образования и трудовой деятельности), россиянин в среднем оценивается только в 6 млн рублей. При этом стоимость человеческого капитала всей страны превышает 600 трлн рублей. Сказывается сильная дифференциация по группам: мужчины дороже женщин, высоко образованные — менее образованных.
— Россия по показателю человеческого капитала отстает от развитых стран, но заметно опережает постсоциалистические, например такие, как Польша и Румыния,— отмечает Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ.— Хотя за 2000-е годы он увеличился у нас более чем вдвое. Основным двигателем процесса стал стремительный рост в этот период реальной заработной платы россиян.
Таковы экспертные оценки. В какую сумму оценивается жизнь россиянина на официальном уровне, понять непросто, ведь в России нет единой госсистемы расчета стоимости человеческой жизни. Однако существуют отдельные нормативы. Так, обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве гарантирует семье погибшего выплату до 1 млн рублей, однако единовременно можно получить сейчас только около 77 тысяч рублей. В особом порядке оценивается государством жизнь шахтера: в случае гибели на работе родственникам полагается его средняя годовая зарплата из расчета за последние 3 года. Дороже всего рассчитывается жизнь некоторых категорий госслужащих. Когда при исполнении обязанностей погибает судья, сотрудник правоохранительных или контролирующих органов, родным выплачивается 180 его среднемесячных зарплат. Если речь о гибели при исполнении долга военнослужащего или сотрудника аварийно-спасательных служб, то размер компенсаций исчисляется его 120 месячными, но уже окладами. Далее, по ОСАГО компенсация в случае летального исхода составляет максимум 160 тысяч рублей. А по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков, которое действует с прошлого года, гибель человека на транспорте возмещается семье в размере до 2 млн рублей, и еще 25 тысяч рублей идут на погребение. Смерть во время чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия компенсируется суммой в 1 млн рублей. Хотя бывали исключения: после теракта в аэропорту Домодедово и наводнения в Краснодарском крае семьям погибших выплатили по 2 млн рублей.
Но даже исключительный размер выплаты за счет госбюджета ниже той суммы, которую сами россияне называют справедливой в качестве компенсации смерти человека. Согласно опросу Росгосстраха, жизнь человека оценивается в среднем по стране в 3,6 млн рублей. Показательно, что эта сумма незначительно превосходит ту, которую россияне считают справедливой при возмещении ущерба в связи с полной потерей трудоспособности из-за аварии или травмы на работе,— это 3,4 млн рублей. Получается, что в массовом представлении смерть и инвалидность "стоят" примерно одинаково. При этом дороже ценят жизнь мужчины (4,3 млн рублей, женщины ограничиваются 2,8 млн), люди в возрасте 40-50 лет (4,2 млн рублей, опрос охватывал совершеннолетних граждан), имеющие высшее образование (3,8 млн рублей) и достаток (ответившие "могу купить автомобиль" — 4,1 млн рублей). По роду деятельности выше жизнь оценили топ-менеджеры предприятий (5,8 млн рублей) и, как ни удивительно, безработные (5,5 млн рублей). А ниже всех — офисные служащие (2,2 млн рублей). Эта оценка, конечно, показательна, но все же субъективна. А вот по статистике российских страховых компаний за 2013 год, на страхование жизни россияне потратили 75,6 млрд рублей. Для сравнения, за автомобильную страховку (вместе ОСАГО и КАСКО) они заплатили почти 279 млрд рублей. Повысить спрос на услуги страхования жизни (иными словами, приучить граждан в большей мере отвечать за себя, в том числе и материально), по мнению экспертов, мешают общий уровень благосостояния: страховать свою жизнь не всем по карману. Поэтому многие готовы по старинке "передоверять" свою жизнь государству: так надежней, хотя и дешевле.