"Немецкие журналисты поняли сигнал Путина"
Владимир Путин надеется на поддержку Германии в ситуации с Крымом. В обращении к Федеральному собранию президент заявил: "Верю, что меня поймут европейцы и, прежде всего, немцы". Он напомнил, что Россия одобрила объединение ГДР и ФРГ, в отличие от многих других стран. Собственный корреспондент "Коммерсантъ FM" в Берлине Олег Зиньковский рассказал подробности ведущей Дарье Полыгаевой.
— В Германии как-то уже отреагировали на выступление Путина?
— Каких-то серьезных весомых заявлений немецких политиков у нас просто пока еще нет. А, может быть, потому что они все сказали по этому поводу в понедельник. Здесь высказались и Меркель, и наш министр иностранных дел Штайнмайер о том, что Германия не признает официально результаты крымского референдума. Равно как и возможное присоединение Крыма, вступление его в состав России. Это считается нарушением международного права. Таким образом Германия определилась. В понедельник говорили, что если Крым будет присоединен, то в действие вступит третья фаза санкций. Какая может быть эта третья фаза, об этом пока никто не говорит, уточнений не поступало.
— Это речь о европейских санкциях, которые накануне были приняты, да?
— Совершенно верно, санкции Евросоюза.
— А про объединение ГДР и ФРГ в свете обсуждения ситуации в Крыму в последние дни как-то вспоминали?
— Здесь нет единой картинки мнений. Действительно, политические верхи, канцлер Меркель, кабинет министров однозначно и жестко осуждают позицию России. Но есть эксперты, достаточно влиятельные политики второго гарнитура, которые все-таки пытаются смотреть на все это более дифференцированно. В частности, они проводят исторические параллели. Есть здесь голоса о том, что когда-то в свое время действительно Советский Союз перед своим распадом и Россия позднее не воспрепятствовали объединению Германии мирным путем. Гарантировали распад Варшавского блока, того, что тогда существовало под эгидой Советского Союза.
Во вторник Путин говорил в предельно жесткой форме. Это речь, которая была воспринята журналистами Spiegel как сведение счетов с Западом. Так он обозначил эту речь, какие-то определенные аспекты, именно в том, что касается 1990-х, нулевых годов, коррелируется с реакцией не немецкого политического мейнстрима, но все-таки достаточно влиятельных экспертов. Они говорят, что когда-то Россия пошла им навстречу, но Запад не полностью учел это встречное движение.
— Если говорить о том, как пресса оценивает и комментирует ситуацию с Крымом, российскую позицию, можно какой-то тон отследить? Я, например, видела, что журнал The Economist карикатуры на Путина выкладывает, в Германии нет такого?
— Тут есть и карикатуры на Путина, есть и фотографии, которые показывают жителей Крыма, которые с флагами ходят, мирных жителей с детьми вместе. Давайте я вам все-таки скажу, как журналисты прореагировали на сегодняшнюю речь. Если нет реакции политиков, то все-таки есть первая реакция экспертов. Они обратили внимание на ключевую вещь, как они это поняли, что Россия не собирается идти дальше на юго-восток Украины. Я видел уже два журналистских комментария по этому поводу, они поняли сигнал Путина, Россия дальше не пойдет. Крым Крымом, с Крымом ситуация разрешилась, с точки зрения российского президента. Но в то же время не будет расширения, попыток России как-то присвоить себе юго-восток. И любопытно, но это было воспринято рынком во Франкфурте-на-Майне как сигнал деэскалации, и немецкие биржевые индексы на этом фоне даже подскочили.