Демидовской ТЭС придали исторический статус
Реализация совместного проекта УГМК и «Интер РАО» признана маловероятной
Возможность возведения Демидовской ТЭС мощностью 1,3 тыс. МВт в Свердловской области признана маловероятной. Об этом „Ъ” сообщили в региональном министерстве энергетики. Планируемый с 2011 года совместный проект УГМК и «Интер РАО» признан нецелесообразно дорогим: инвестиции должны были составить 100 млрд рублей, а стоимость отпускаемой энергии оказалась бы выше рыночной. На текущий момент УГМК заинтересована в развитии малой генерации, а «Интер РАО» ориентируется на реализацию действующих инвестпроектов.
Как рассказали „Ъ” в министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области, Демидовская теплоэлектростанция учтена в схеме развития электроэнергетики региона до 2023 года, однако вероятность реализации проекта оценена как низкая.
Проект Демидовской ТЭС предполагает строительство угольной тепловой электростанции в Шалинском районе Свердловской области, планируемый срок пуска в эксплуатацию —2017-2018 годы. Предполагалось, что мощность составит 1,3 тыс. МВт, основным топливом должен стать уголь с Талдинского разреза в Кузбассе (принадлежит аффилированному с УГМК «Кузбассразрезуглю»). Планируемый объем выработки электроэнергии — 8,5 млрд кВт•ч в год. Половину вырабатываемой электроэнергии планировалось отпускать предприятиям УГМК. В 2011 году соглашение о реализации проекта было подписано между УГМК, «Интер РАО» и правительством Свердловской области.
Как сообщает свердловское минэнерго, в ходе оценки проекта «Интер РАО» и УГМК столкнулись с рядом проблем. Стоимость строительства ТЭС была признана нецелесообразно высокой — она составляет более 100 млрд рублей. Из них 10 млрд рублей должны пойти только на внешнюю инфраструктуру объекта. «Речь идет о строительстве объектов схемы выдачи мощности электростанции, о реконструкции железнодорожной инфраструктуры на направлении от станции „Называевская” до станции „Уткинский завод”, а также реконструкции Староуткинского водохранилища для нужд ТЭС. Стоимость развития этих объектов высокая», — пояснили „Ъ” в министерстве.
Еще одной крупной проблемой стала невозможность полной переработки золы Демидовской ТЭС. Строительство станции планировалось рядом с границами особо охраняемой природной территории природного парка «Река Чусовая», поэтому потребовалась бы особая проработка вопроса. Кроме того, проект не был согласован с системным оператором энергосистемы Урала. Предварительные расчеты также показали, что стоимость электроэнергии, отпущенной на ТЭС, не может быть рыночной. «Она бы значительно превысила стоимость электроэнергии на других как действующих, так и планируемых электростанциях», — отмечают в минэнерго.
В пресс-службе «Интер РАО» не ответили на запрос „Ъ”. Год назад генеральный директор ООО «Интер РАО Инжиниринг» Юрий Шаров говорил „Ъ”, что «проект не умер» и энергохолдинг намерен приобрести в уставном капитале ТЭС контрольный пакет. Впрочем, источник в УГМК подтвердил, что в течение 2013 года стороны не смогли договориться о параметрах инвестпроекта. Сейчас УГМК демонстрирует интерес к малой энергетике — строит мини-ТЭЦ на своих заводах. Ранее директор по энергетике УГМК Владимир Нечитайлов оценил программу холдинга по развитию малой генерации в 10–14 млрд рублей.
По мнению гендиректора Swiss Appraisal в России и СНГ Романа Чибисова, «Интер РАО» не заинтересовано в данном проекте из-за отсутствия договора на поставку мощности (ДПМ). «Договор гарантировал Демидовской ТЭС повышенные выплаты и ускоренный возврат вложений, без него выйти на продажу мощности по приемлемым ценам было бы сложно», — уверен эксперт. Господин Чибисов напомнил, что «Интер РАО» уже отказалось от финансирования других крупных проектов — например, тепловой электростанции на китайской границе, гидроэлектростанции в Киргизии. Аналитик по электроэнергетике ООО «Атон» Илья Купреев соглашается с тем, что сейчас энергохолдинг в первую очередь заинтересован в реализации действующих проектов, а не в строительстве новых объектов. «В некоторых случаях строительство собственной генерации вблизи источника потребления оправданно, хотя с учетом решения правительства о «заморозке» тарифов на газ и электроэнергию в 2014 году относительная привлекательность строительства собственной генерации по сравнению с потреблением электроэнергии из централизованной энергосистемы уменьшается», — резюмирует он.