Арсений Яценюк надвое сказал
Глава украинского правительства обратился к востоку и югу
Глава правительства Украины Арсений Яценюк выступил вчера с обращением к соотечественникам на юге и востоке страны. Это обращение было распространено за считаные часы до официального включения Крыма и Севастополя в состав РФ. Господин Яценюк изъяснялся то на русском, то на украинском, явно пытаясь понравиться юго-востоку, но в то же время не оттолкнуть от себя западные регионы. А за его спиной стояли два сине-желтых флага — как символы двух Украин, говорящих на разных языках. О том, как обращение премьера восприняли украинцы, в Киеве выясняла корреспондент “Ъ” НИНА СОКОЛОВА.
Для начала Арсений Яценюк напомнил, что многие новые украинские лидеры родом из юго-восточных Днепропетровска и Харькова. Глава правительства, правда, не обмолвился, что сам он с запада, из Черновцов. Господин Яценюк пообещал 21 марта подписать в Брюсселе лишь политическую часть соглашения об ассоциации с ЕС, а экономическую — тщательно подготовить с учетом пожеланий всех регионов. Главное же — он заверил, что «вопрос вступления в НАТО не стоит на повестке дня». Глава правительства также призвал соотечественников на востоке «не воспринимать уход Януковича как личную трагедию», потому что тот предал граждан и вывез за границу миллиарды.
На киевском Майдане, где люди продолжают жить в палатках, чтобы «контролировать власть», выступление премьера не транслировали. «Стыдно»,— пояснил “Ъ” один из обитателей палаточного лагеря. В революционные дни со сцены Майдана Арсений Яценюк обещал пойти на штурм администрации президента и, если потребуется, получить «пулю в луб», но вместо этого получил от Виктора Януковича предложение стать премьером. С тех пор господина Яценюка на Майдане называют не иначе как Пулявлоб. Еще его попрекают за то, что, как рассказал “Ъ” один из активистов, «накануне крымского референдума он не поехал на полуостров, не поддержал базирующихся там украинских военных, хотя этот регион господину Яценюку не чужой — там стартовала его карьера, он был министром экономики Крыма».
— Мы знали, что эта команда Крым не удержит, передадут его России,— сокрушаются одетые в камуфляж представители «Самообороны Майдана» Василий и Петр. У них с Арсением Яценюком свои счеты — тот объявил о принудительной ликвидации этой организации.
— Разбираться с крымской ситуацией должны военные,— говорят майдановцы. Они знают, что на Украине объявлена мобилизация 40 тыс. человек, но сами на полуостров не рвутся.— Мы уже свое отвоевали. Наша задача — тут стоять и власть контролировать.
У них как раз доварился борщ и началась его раздача. Майдан уже не военно-полевой лагерь, воевать тут устали и почивают на лаврах, внешне похожих на американские спальники.
— Вложить в уста первого лица правильный текст — только полдела. Главное, чтобы эти слова воплотились в жизнь. Тогда появится шанс убедить юго-восток, что комфортнее жить в украинском государстве, а не в соседнем,— говорит “Ъ” депутат от Партии регионов, бывший советник президента Януковича Анна Герман.— Я всегда выступала за украинский язык как единственный государственный. Но сегодня можно иметь язык, но не иметь государства. Поэтому на повестке дня — введение русского как второго государственного.
Госпожа Герман называет это правильным шагом. Но, по мнению многих жителей юго-востока, шаг этот запоздал как минимум на 20 лет.
Впрочем, перемены в Киеве уже произошли. По крайней мере символические. Поезда на Москву и Симферополь больше не отправляются с киевского вокзала под звуки марша «Прощание славянки». Наверное, потому, что сегодня эта мелодия звучала бы как-то двусмысленно.