От Ливадии до Фороса
Исторические места Крыма воссоединились с Россией
В день объявления о воссоединении Крыма и России спецкор “Ъ” ИЛЬЯ БАРАБАНОВ проехал по Южному берегу Крыма от Ливадии до Фороса и выяснил, как там воспринимают свой новый статус.
— Какое еще Министерство культуры Украины? Вы новостей из Москвы, что ли, не слышали? Мы теперь российский музей федерального подчинения,— уверенно докладывает смотрительница на входе в Ливадийский дворец.
Правда, билеты в «российский музей» все еще продают за гривны. Внутри дворца редких в это время года посетителей встречают восковые фигуры Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, которые с 4 по 11 февраля 1945 года договаривались здесь о послевоенном устройстве мира. Весь первый этаж музея посвящен Ялтинской конференции, второй — семейству Романовых и пребыванию трех последних российских императоров в Ливадии.
— Не бросят нас теперь, защитят. Может, и зарплаты повыше станут,— рассуждает одна из сотрудниц.— А вот это спальня великих княжон.
Периодически сотрудникам звонят друзья и родственники, поздравляя с вхождением Крыма в состав России.
— Спасибо, и вас с присоединением,— отвечают смотрительницы.
— У нас столько круизных лайнеров каждый год приходит, что в Ливадии всегда принимали и гривны, и рубли, и доллары. Так что проблем с переходом на другую валюту не будет,— уверенно говорит мне продавец сувениров на выходе из Ливадийского дворца.
На улицах приморских городков в Крыму вчера было пустынно. Активная жизнь здесь начинается со стартом туристического сезона, к тому же вчера все местные жители разошлись по домам смотреть обращение президента РФ Владимира Путина к Федеральному собранию.
В двадцати километрах от Симеиза в сторону Севастополя находится знаменитая резиденция Форос, где в дни августовского путча 1991 года был практически заперт президент СССР Михаил Горбачев. У запертых и сегодня ворот дежурит одинокий охранник. После долгих переговоров по рации навстречу мне выходит офицер управления государственной охраны Украины, представившийся Юрием.
— Объект продолжает оставаться режимным, его посещение запрещено,— строго говорит он, но потом смягчается и рассказывает: — Виктор Янукович в последние годы долго здесь не отдыхал, но бывал иногда.
По словам офицера, он и его коллеги подчиняются заместителю начальника управления — директору департамента охраны в Республике Крым генерал-майору Станиславу Шапортову, который еще вчера утром формально продолжал подчиняться киевскому руководству. Юрий полагает, что все охраняющие резиденцию сотрудники украинской спецслужбы продолжат работать на своих местах:
—У нас же все крымчане, и уезжать нам некуда.
Волнует офицера лишь проблема присяги.
—Надеюсь, правители как-то продумают эту процедуру,— говорит он,— ведь присягать можно только раз.
В поселке Кацивели, что неподалеку, большую территорию занимает экспериментальное отделение Морского гидрофизического института Академии наук Украины. Ворота на въезд заперты, в сторожке сидит бабушка.
—Не найдете вы здесь никого,— говорит она,— все разошлись по домам, праздновать.