"Российское руководство отшучивается по поводу санкций, чем подливает масла в огонь"
США готовят дополнительные санкции в отношении России, заявил пресс-секретарь Белого дома Джей Карни. Он подчеркнул, что Соединенные Штаты не признают вхождение Крыма в состав России. Доцент СПбГУ Дмитрий Ланко прокомментировал ситуацию ведущим Олегу Богданову и Максиму Митченкову.
О том, кого коснутся новые санкции, Карни не сообщил. В понедельник США ограничили въезд 11 украинским и российским официальным лицам, а также заблокировали их активы. Франция, Германия и Великобритания также объявили присоединение Крыма к России незаконным. Париж не исключил того, что продажи России десантных кораблей типа "Мистраль" будут аннулированы. А Великобритания приостановила военное сотрудничество с Россией.
М.М.: Многие говорят, что невыгодно никому вводить санкции какие-то довольно серьезные в отношении России, но в то же самое время Великобритания продолжает на этом настаивать и Соединенные Штаты. Как дальше будут развиваться события?
Д.Л.: Проблема в том, что настаивают на этом не Великобритания и Соединенные Штаты, а отдельные депутаты парламентов Великобритании и Соединенных Штатов, поскольку очень сильно непонимание того, что произошло в России за последние три недели, которые закончились включением двух новых субъектов федерации. Многие политические деятели в США и в европейских странах хотят приложить руку к наказанию России. Поэтому они постоянно инициируют какие-то обсуждения, рассказывают о том, что вот те санкции, которые уже введены, они совершенно беззубые, они не способны повлиять на руководство России, тем более что пока само руководство России отшучивается по поводу этих санкций, чем подливает масла в огонь.
И вот это обсуждение продолжается. Скорее всего, это обсуждение ничем в итоге не кончится. Но само по себе оно, в принципе, очень неприятно с точки зрения рынка, так как из недели в неделю будут постоянно обсуждаться возможности введения каких-то новых санкций против России, естественно, российский рынок будет в этих условиях лихорадить.
О.Б.: Я обратил внимание на две вещи: я говорю о немецкой позиции, мы ее несколько стороной обошли. Есть официальная позиция, которую высказывают и депутаты Бундестага, и в какой-то степени Ангела Меркель. У руководителя Бундесбанка спросили: "Как вы относитесь к санкциям?". Он сказал две вещи: что Украина в наших транзакциях занимает крайне незначительную роль, а главный партнер для нас — Россия. И он намекнул на то, что серьезные санкции фактически не будут действовать, с точки зрения транзакций, переводов, вот о чем больше всего беспокоятся. Как вы считаете, что здесь перевесит: эмоциональная составляющая в позиции политической или все-таки реальный экономический подход?
Д.Л.: Я думаю, что победит реальный экономический подход, тем более, что он совпадает в данной ситуации с реальным политическим подходом. Все эти санкции, даже направленные на режимы в гораздо большей степени зависимые от внешней торговли, они в основном неэффективны с точки зрения наказания конкретной политической элиты, с точки зрения заставить эту политическую элиту свернуть с выбранного внешне- или внутриполитического курса. В основном, санкции придуманы именно для внутреннего пользования тех стран, которые их вводят.
США должны продемонстрировать, что они что-то сделали по поводу случившегося, — вот они вводят санкции. Эффект их обычно бывает не очень большой, как мы наблюдали на примере санкций, которые вводились после окончания холодной войны все последние 25 лет, много было случаев. Эффект санкций, с точки зрения изменений курсов той страны, в отношении которой санкции вводятся, он минимален, но вот чтобы показать, что мы что-то делаем, эти санкции и вводятся.
Естественно, профессионалы это знают, в том числе профессионалы, непосредственно не связанные с политикой, банкиры и те же инвесторы. Но сохраняется нестабильная ситуация именно потому, что все постоянно обсуждают, не ввести ли нам санкции, и под это дело рынок лихорадит.