Жилищно-коммунальный фронт

Тенденции

Количество жалоб на работу ­ДУКов, управляющих жилым фондом Нижнего Новгорода, растет. Начиная с осени прошлого года надзорные органы, в том числе государственная жилищная инспекция Нижегородской области, стали активно доносить до городских властей довольно неприглядную картину, складывающуюся в областном центре с содержанием жилья.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Последние несколько месяцев ситуация с качеством работы домоуправляющих компаний (ДУК) активно обсуждается в гордуме Нижнего Новгорода. В государственной жилищной инспекции Нижегородской области, надзирающей за ремонтом и содержанием жилья, выявили тревожную тенденцию. Количество жалоб нижегородцев на коммунальные беды — текущие крыши, прорыв труб, холодные батареи, затопленные подвалы и разруху в подъездах — год от года растет. Так, в 2013 году число заявлений в Госжилинспекцию достигло 12 тыс., практически удвоившись по сравнению с ­2012-м. «Главная причина роста количества обращений — это повышение активности жителей, их правовой грамотности. Размер платы за коммунальные услуги увеличивается, и, конечно, жители хотят получать качественное обслуживание. Рост количества обращений связан и с тем, что люди замечают реакцию властей на свои заявления. Если жители видят, что, например, после обращения в соседнем доме провели ремонт, они тоже начинают нам писать», — поясняет заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции Нижегородской области Борис Караганов.

Основную массу обращений от жителей (почти 70%) составляют жалобы на текущее содержание жилья. «К сожалению, если взять основную массу жилых домов — многоквартирные девятиэтажки, которые служат 8–10–15–20 лет, то их неухоженность видна невооруженным глазом. И жалобы жильцов почти всегда подтверждаются. Есть отдельные дома, где даже не видно каких-либо вложений или усилий обслуживающей организации. Вот, например, я выезжал с комиссией на улицу Родниковую, дом 6. В подвале все затоплено, поэтому лифт отключен и не работает. В подъезде проводка везде провисает, на стенах следы пролитий. На наших глазах крыса спокойно средь бела дня забежала в коридор. Если крысы начинают свободно разгуливать, значит, они уже расплодились, то есть никто не занимается дератизацией. Такое ощущение, что домоуправляющая компания Советского района этим домом вообще длительное время не занималась, а ведь люди платят немалые деньги за текущее содержание. И таких домов хватает по всему городу», — говорит Борис Караганов.

Работа жилищной инспекции всегда начинается с внеплановой проверки по жалобе жителей. Выявив нарушение, инспектор составляет административный протокол, а начальник инспекции выносит по нему постановление о наложении штрафа: 4–5 тыс. руб. с должностного лица и 40–50 тыс. — с организации. Домоуправляющей компании выдается предписание об устранении нарушения в определенный срок. Если срок вышел, а повторная проверка установила, что ничего не сделано, материалы административного дела направляют в мировой суд. Система штрафов, по словам Бориса Караганова, служит инструментом административного давления. «ДУКи, как правило, в мировых судах обжалуют почти все наши постановления, но эти процессы на пользу жителям. Прежде чем прийти в суд, домоуправляющая компания вынуждена устранить нарушение, составить об этом соответствующий акт — только тогда суд может удовлетворить ее просьбу об отмене штрафа. Сами штрафные санкции скорее понуждение, а не самоцель, у нас никаких планов по сбору штрафов нет»,— объясняет Борис Караганов. Тем не менее в прошлом году с нерадивых коммунальщиков взыскано в муниципальный бюджет более 14 млн руб. штрафов — эти деньги, по идее, должны возвращаться в сферу ЖКХ, на текущий ремонт жилья.

Помимо контроля за содержанием жилья инспекция с июля прошлого года получила полномочия по проверке обоснованности платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе оплаты общедомовых нужд по электроэнергии, размеры которой вызвали серьезные нарекания у многих нижегородцев. Количество жалоб жителей по этим вопросам тоже стремительно растет. «Если с августа прошлого года мы получили 500 обращений на эту тему, то в этом году уже за январь–февраль только по нагорной части Нижнего Новгорода поступило свыше 400 обращений на обоснованность размера платы за ЖКУ. Это непаханое поле работы», — говорит господин Караганов. С началом отопительного сезона традиционно растет число заявлений о том, что в квартирах холодно. В этом году больше 2 тыс. обращений поступило в период пуска тепла; всплеск жалоб был отмечен и в сильные морозы. Как правило, инспекторы обнаруживают, что либо система отопления была подготовлена к зиме ненадлежащим образом (иногда достаточно ее простой регулировки), либо занижены нормативные параметры теплоносителя, поступающего из городских котельных. Кроме того, частые аварии на теплотрассах приводят к ограничению или полному отключению домов от тепла на время ремонта — аварийные раскопки не прекращаются ни поздней осенью, ни зимой.

Тем не менее большинство жалоб — именно на содержание жилья. Для реагирования на них штат инспекции был увеличен, в структуре службы создан отдел, занимающийся заречными районами города.

Проанализировав вал обращений и работу ДУКов по ним, в Госжилинспекции пришли к любопытным выводам. Оказалось, что в пределах одного Нижнего Новгорода крупные районные домоуправляющие компании работают совершенно по-разному. «Жалобы поступают на всех управдомов, но компании Автозаводского и Сормовского районов устраняют выявленные нарушения гораздо эффективнее. Процент исполнения предписаний Госжилинспекции в этих районах составляет 90–95%. Если же взять пять районных ­ДУКов, входящих в так называемую Ассоциацию домоуправляющих компаний (обслуживают большую часть жилого фонда Ленинского, Канавинского, Московского, Советского и Нижегородского районов города), картина совершенно иная. Здесь доля устранения нарушений составляет лишь 50%, а раньше была еще ниже» ,— отмечает Борис Караганов.

Почему к содержанию жилья такой разный подход в пределах одного города, в Госжил­инспекции понять не могут. Именно поэтому надзорный орган стал активно поднимать этот вопрос в администрации и думе Нижнего Новгорода, поскольку муниципалитет является владельцем 25-процентных пакетов акций в пяти домоуправляющих компаниях. «Городские власти должны активнее влиять на ДУКи, чтобы повысить качество обслуживания. В администрации должны понимать, что требовательность жителей в последние годы серьезно повысилась: они хотят видеть, что за их деньги что-то делается, ведь тарифы на ЖКУ постоянно растут. Кроме того, люди заметно политизируются. Когда приезжают наши инспекторы, у подъездов начинаются мини-митинги, где недовольство жильцов переносится на городскую власть. А это уже вопрос репутации органов власти», — отмечает заместитель руководителя областной Госжилинспекции.

В ОАО «Домоуправляющая компания Канавинского района» в ответ на претензии отвечают, что проблема кроется в первую очередь в отсутствии финансирования для устранения всех тех недостатков, которая выявляет жилинспекция при своих проверках. «Зачастую получается так, что жители вообще не обращаются в домоуправляющую компанию, а идут сразу в жилинспекцию. Многие считают, что если сразу обратиться в надзорный орган, проблема решится мгновенно. К тому же СМИ нередко информируют население о том, что со всеми своими обращениями нужно идти в надзорный орган. Если бы житель обратился непосредственно в ДУК, мы бы сделали все возможное, чтобы решить проблему в установленные законодательством сроки. А жил­инспекция инициирует проверку по факту одного частного обращения, но обследует весь дом в целом», — поясняет директор канавин­ского ДУКа Андрей Ефремов. В результате домоуправляющей компании выдается предписание об устранении всех недостатков, которые были обнаружены в ходе проверки: их может быть обозначено несколько десятков.

«Не секрет, что жилой фонд Нижнего Новгорода достаточно изношен, и решить все проблемы единовременно невозможно в силу объективных причин. Предписания надзорных органов мы обязаны выполнять. Вопрос в другом: на какие средства? Собираемость средств от собственников жилых помещений на ремонтные работы невелика, поэтому на большинстве многоквартирных домов, которые обслуживает ДУК, их недостаточно, а на некоторых нет вообще. Выход один: все вопросы, связанные с дополнительным сбором средств на ремонт общедомового имущества, решаются собственниками. Мы предлагаем жителю, который обратился в жилинспекцию, инициировать собрание собственников, предлагаем свою помощь по подготовке документов. Советуем пригласить на собрание не только специалистов ДУКа, но и представителей жилинспекции. Так вот, ни одного такого собрания на моей памяти собрано не было…», — сообщил Андрей Ефремов. Дальнейшие события, по его словам, «понятны и безысходны»: ДУК должен выполнить предписание надзорного органа, но средств на это нет, так как управляющая компания работает в рамках того бюджета, который собирается жителями многоквартирных домов. В то же время за неисполнение предписания жилинспекции налагаются штрафы. В итоге ДУК вынужден обращаться в администрацию района с просьбой изыскать и выделить деньги на ремонт. Все это увеличивает сроки выполнения заявки жителя.

«Хотелось бы, чтобы каждый собственник понимал: домоуправляющая компания всегда готова к диалогу, заявки мы принимаем ежедневно и прилагаем все усилия, чтобы выполнить их в срок. Обращайтесь непосредственно в ДУК, так ваша проблема решится гораздо быстрее», — ­советует Андрей Ефремов.

В комиссии городской думы по городскому хозяйству работу, направленную на то, чтобы разобраться в этой ситуации, называют одним из основных направлений. «Мне кажется, что ДУКи слишком увлеклись зарабатыванием прибыли, а надо больше думать о своей работе, о жителях. Наверное, где-то не хватает профессионализма. Но надо отметить, что и сама сфера ЖКХ очень тяжелая — сейчас в России начался процесс банкрот­ства и ухода с рынка домоуправляющих компаний, эту тенденцию заметили и в Госдуме. Нам нельзя допустить таких процессов. Нужно спокойно развивать конкурентную среду: в городе сейчас порядка 80 домоуправляющих компаний — пусть их будет 100, ничего страшного. Не нравится качество одной организации — нанимайте другую. Здесь, конечно, специфическая сфера, и процесс смены собственниками квартир управляющей компании очень сложен из-за разобщенности жильцов и разницы во мнениях. Но рынок частных ДУКов требует конкуренции», — отметил председатель комиссии Николай Шумилков, возглавляющий домоуправляющую компанию Сормовского района. По его мнению, будущее за эффективными и профессиональными игроками рынка, ведь две трети нынешних ТСЖ нежизнеспособны по причине отсутствия у них квалифицированных кадров, умеющих работать с ресурсоснабжающими организациями, такими как «Теплоэнерго» и «Нижегородский водоканал».

Роман Кряжев

Вся лента