«ЖКХ — это выгодный бизнес»

Госуправление

Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень о системных проблемах отрасли и планах по привлечению частных инвестиций в инфраструктуру.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

— Вы недавно возглавили вновь созданное министерство строительства и ЖКХ России, какие основные проблемы отрасли ЖКХ можете выделить на сегодняшний день? Назовите «болевые» точки. Как намерены решать обозначенные проблемы?

— В ЖКХ сегодня есть три системных проблемы: беспредел ряда управляющих компаний, рост коммунальных платежей и изношенная инфраструктура.

Первую мы намерены решить за счет лицензирования. Закон о лицензировании, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, позволит убрать с рынка недобросовестных игроков и дисциплинировать всех остальных.

Мы рассчитываем, что до 1 июля этого года все необходимые нормативно-правовые акты будут приняты, а уже с 1 сентября мы приступим к выдаче лицензий. Те, кто лицензию не получит, будет лишен права управлять многоквартирными домами с 1 мая 2015 года. В дальнейшем будут лишаться этого права те управляющие компании, на которые будут поступать жалобы жителей. Два административных наказания по одному дому в течение года — и Госжилинспекция лишает такую компанию права управлять домом. А если количество таких домов превышает 15% от всего жилищного фонда, управляемого этой компанией, лицензия аннулируется в судебном порядке, ее руководитель получает запрет на управление жильем на три года, а его данные заносятся в федеральный реестр, по сути «черный список» руководителей.

Помимо этого будут вводиться штрафы за некачественную услугу или неправильный расчет платежа — до 30% от размера платы в первом случае и 15% от неправильно рассчитанной платы во втором случае.

Вторая проблема — рост коммунальный платежей — будет решаться за счет установления предельных индексов изменения тарифов. Недавно был принят закон о долгосрочном регулировании совокупного платежа населения за коммунальные услуги. В этом законопроекте прописана формула изменения тарифов в зависимости от социально-экономической ситуации и климатических условий региона, на основании которой будут установлены предельные индексы для всех субъектов Российской Федерации. Далее власти субъектов устанавливают предельные индексы для муниципалитетов. В результате сумма в платежке не должна превышать той, что установлена муниципалитетом.

И третий ключевой вопрос — это изношенная инфраструктура. Бюджетными деньгами этот вопрос не решить — таких денег в стране просто нет . Единственное решение — это привлечение в отрасль частных инвесторов. Бизнес в целом готов, но надо понимать, что пока не будет долгосрочного тарифа, инвесторы не будут торопиться. Первый шаг уже сделан — ­новый типовой концессионный договор, о котором я скажу чуть позже.

— Вы много лет руководили Иванов­ской областью. Помогает ли вам губернаторский опыт в решении задач федерального масштаба?

— Да, конечно. Совершенно точно мне пригодится опыт привлечения инвестиций в ЖКХ Ивановской области — в общей сложности на оснащение региона новыми котельными было привлечено более миллиарда рублей инвестиций. ­Алгоритм, когда инвестор за свой счет перекладывает сети, а потом получает прибыль с части сэкономленных потерь, показал себя абсолютно рабочим.

— В феврале вы говорили о том, что российский бизнес должен активнее инвестировать в коммунальную инфраструктуру и сети. Есть ли положительные примеры этого государственно-частного партнерства? Какие?

— ЖКХ — это выгодный бизнес. Но любому бизнесу нужны четкие правила игры. Для привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру и сети, как я уже говорил выше, появился механизм в виде долгосрочных тарифов. Выгода инвестора ведь заложена в сокращении потерь. Например, сегодня потери в теплосетях составляют от 20% до 50%. Если частный инвестор переложит эту сеть, то стандартная потеря составит 7–10%. Вот на этой экономии потерь и зарабатывает инвестор. То есть в этом механизме лежит реальная возможность инвестиций и сдерживания тарифа для конечного потребителя. В Минстрое мы разработали новый типовой концессионный договор, в котором тарифные условия будут прописаны на весь срок концессии. Если компания берет в концессию тот или иной объект инфраструктуры, к примеру на 20 лет, значит, тариф четко прописан на 20 лет и он меняться не может.

— Вы достаточно часто говорите о государственно-частном партнерстве как в строительной отрасли, так и в отрасли ЖКХ. Правильно ли я понимаю, что без схем ГЧП будет сложно выполнить поручения президента, как по объемам строительства, так и по расселению аварийного фонда?

— Недавно на встрече с членами Российского союза промышленников и предпринимателей мы обсуждали эти вопросы. Договорились, что совместными усилиями будем двигать скорейшее принятие федерального закона «О государственно-частном партнерстве», который пока прошел только два чтения в Государственной думе. Это один из самых важных законов, который станет фундаментом для создания понятного механизма реализации масштабных проектов с участием государства и бизнеса.

— Почему для проведения Всероссийского форума ЖКХ был выбран именно Нижний Новгород? Что пожелаете участникам форума?

— В этом году Всероссийский форум ЖКХ впервые будет проходить в регионе, и Нижний Новгород выбран не случайно — Нижегородская область на сегодня один из лидеров по развитию жилищно-коммунального хозяйства и внедрению инновационных решений в этой сфере. Вообще, надо отметить, что вопреки устоявшемуся стереотипу о прогрессивности Москвы, мы видим интересный опыт решения сложных задач в регионах не только в сфере ЖКХ, но и в сфере строительства, и со своей стороны рекомендуем его тиражирование в других регионах.

Уверен, что обмен опытом между профессионалами в рамках конгресса, приуроченного к 365-летию отрасли ЖКХ в России, собравшимися сегодня здесь со всей страны, даст новый импульс развитию и реформированию отрасли и скорейшему внедрению лучших российских и международных практик.

Беседовала Елизавета Зубакина

Вся лента