Вундеркинды поневоле
В стремлении сделать из ребенка гения главное — не перестараться
— Что? Он еще не умеет есть ложкой? Может, он и кубик на кубик не ставит? — закипала невролог, кандидат медицинских наук, врач частной медицинской клиники.— Куда это годится!? А все, знаете, почему? Из-за родителей, которые не желают развивать своих детей! Я таких каждый день вижу.
— Но,— возразила я,— разве он должен сам есть в семь месяцев? Давайте я вам расскажу, что мой сын уже научился делать...
Невролог опустила очки на кончик носа, как актриса из дурного фильма, и одарила меня презрительным взглядом.
— Что он должен делать, расскажу вам я. Развивайте вашего сына с утра и до вечера, не теряйте ни минуты. Если не хотите потом обнаружить его выпускником ПТУ. Составьте график занятий: физкультура, развитие речи, окружающий мир, рисование, лепка и другие. Строго следуйте графику.
"Ха-ха, ну и врач. Она детей-то полугодовалых до этого видела? Половина еще сидеть не умеет, не то что приборами пользоваться",— потешались мы с подругами. Мы задали себе тот самый вопрос, который вслух произносить неприлично: "А хорошая ли я мама?"
— А давай Аню не позовем,— немного виновато просит еще одна подруга.— Ее дочь уже говорит, и на одной ножке скачет, и стихи рассказывает, а мой только мычит и пыхтит. Меня это нервирует.
Эта вечная, эта бессмысленная гонка. Соревнование, "меряние" детьми. Мамы напоказ, выставочные дети. Родители-адепты всех-на-свете методик повсеместно исповедуют "интенсивное развитие" и выращивание вундеркиндов. И часто ими движет не желание развивать ребенка интеллектуально уже сейчас, в раннем возрасте, а страсть опередить детей своего окружения в освоении того или иного навыка. Как бы там ни было, в ход идет все: плавание и ныряние с рождения, обучение чтению к трем годам, посещение "развивашек" с четырех месяцев, английский с нуля...
— Шустрее натягивай рейтузы, котик! — командует мама.— Опоздаем же на танцы, а у нас еще бассейн потом.
"Соседи по шкафчику" в детском саду времени зря не теряют: после дня в детском учреждении еще два факультатива на разных ветках метро. Масару Ибука, автор бестселлера "После трех уже поздно", был бы ими доволен. А остальным он желает напомнить, что "структуры мозга формируются к трем годам", а "многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве". Но и он не может не замечать лагеря антагонистов с транспарантами "Не перегружайте детей!". "Многие психологи и педагоги, особенно те, что считаются "прогрессивными", полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка,— отмечает Масару.— Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка".
Энурез, нервные расстройства, головные боли, нарушения поведения — такую цену сулят нейропсихологи родителям, увлеченным созданием гениев.
"Интенсивные занятия по раннему развитию — это удовлетворение родителями своих амбиций и игнорирование потребностей ребенка раннего возраста",— добавляет Марина Евгеньевна Ланцбург, кандидат биологических наук, руководитель Научного центра перинатальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, директор Школы для пап и мам.
Но ведь не водить малыша на развивающие занятия, танцы и английский одновременно — это вызов всей сегодняшней системе "неравнодушных мам". Поворот неожиданный: психологи советуют особо активным родительницам поработать со специалистами, чтобы отрегулировать уровень своих ожиданий от малыша. Принимайте и любите своего ребенка таким, какой он есть,— негениальным, некрасивым, не самым лучшим. Это ли не революция? Нет, это не она. Такой подход давно проповедуют многие психологи, всенародный пример — Юлия Гиппенрейтер.
Как же найти золотую середину, дать ребенку все, что ему необходимо, сохранив интерес к занятиям и не перегрузив его? Для начала нужно иметь представление, чем и сколько времени способен заниматься ребенок каждого возраста.
Стоит обратить внимание на построение крепкой базы. Уделите внимание развитию мелкой моторики: идеально подойдут занятия с песком, водой, крупами, пальчиковые игры вместо настойчивого "повторяй ма-му-мы-мо". Стоит поощрять творческое мышление — не запрещать рисовать синих крокодилов, выдумывать слова и напевать два слога три часа. Полезны ребенку и музыка (не только классическая), репродукции всевозможных шедевров, совместные с родителями фантазии. Считать стоит бананы и динозавров, но никогда — мешки с гречкой и землекопов. Психологи советуют развивать ребенка физически — учить ходить по нарисованной полоске, скакать на одной ножке, ловить мяч и так далее.
— Для освоения каждого умения есть свой возраст,— рассказала "Ъ" Марина Ланцбург.— Скажем, буквы ребенок способен изучить к концу первого года жизни. Чему тут удивляться? Он различает куда более сложные формы — очертания листьев, например. Если каждый день показывать малышу букву, то за некоторое время он научится самостоятельно выбирать ее из нескольких.
Но это еще не называется чтением. Это игра в карточки или предметы. Потребность в чтении формируется гораздо позже — не ранее трех лет, а у многих детей и еще позднее. Ведь читать не значит складывать буквы, желание читать — это выражение потребности узнать о чем-то, причем не из взаимодействия с реальной жизнью, а из такого источника знаний, как книга. Были случаи, когда родители настойчиво учили детей читать в то время, когда потребности еще не сформировалось, чем надолго отбили желание обращаться к книге. Стоит учитывать, что часто, заставляя ребенка раннего возраста учиться чтению, родители упускают драгоценное время, которое отпущено для наблюдения, взаимодействия с предметным и природным миром, для игры.
Отдельно стоит сказать об изучении иностранного языка. По словам психологов, надо различать обучение и погружение ребенка в языковую среду. Сознательное обучение начинают с пяти лет, а вот речь на другом языке может появляться еще в период внутриутробного развития в виде песенок, которые мама поет сама (если она владеет языком и имеет хорошее произношение), или в виде записи. Читать, обращаться к ребенку на другом языке также можно. Лучше выделить определенное время для такого общения (например, в первой половине дня или на прогулке). Малыши чувствительны к фонетике, и такое общение поможет им в дальнейшем легко осваивать иностранные языки. Причем даже не очень важно какие, ибо, обращаясь к ребенку на другом языке, мы повышаем его восприимчивость к чужой речи.
Существует множество методик раннего развития детей. Это методы Домана и Береславского, система Монтессори и вальдорфская педагогика, разработки Зайцева, Никитиных и многие другие. У каждого метода есть свои особенности, как и у каждого ребенка. Чтобы пазл сложился, лучше не останавливаться на одной системе, а составить свою вариацию, возможно, с помощью перинатального психолога. "Я надену все лучшее сразу" — тут можно сказать эту фразу без скепсиса. Впервые?
Лена Данилова, руководитель информационного портала "Раннее развитие детей", автор более 50 книг, 40 развивающих игр и пособий, мама пятерых детей:?
Главное заблуждение о раннем развитии состоит в том, что раннее развитие — это раннее обучение чтению и счету. Но это не столько развитие интеллекта, сколько комплексное гармоничное развитие: и физическое, и сенсорное, и эстетическое, и развитие речи.
Многие мамы пишут: "Наш годовалый ребенок плохо сосредотачивается! Всего полчаса готов заниматься!" А я отвечаю, что полчаса — это что-то вроде мирового рекорда. Внимание такие малыши держат буквально минуту-две. А иногда и несколько секунд. А остальное время им нравится бегать, лазать, играть. И это нормально! Делать три-пять коротких (по минуте!) занятий в день — это просто превосходно. А все остальное время ребенок будет осмысливать и пытаться сам использовать то, чему вы его научили. И тут наше вмешательство не требуется.
В четыре года дети уже могут с удовольствием заниматься и 20 минут, а некоторые даже час. Но, конечно, степень вовлеченности и сложность материала будут неодинаковыми на протяжении всего занятия. Важно понимать, что занятие должно быть только игровое.
Как же усидчивость? Или приучение к порядку? Или умение доводить дело до конца? А это все будет уже в семь лет и далее. А для того чтобы определить готовность ребенка к тому или иному материалу, важно очень чутко наблюдать за малышом — к чему он тяготеет. Что делает с легкостью — к тому готов, а значит, в этом направлении его и надо развивать.