"Каспийскую энергию" три года ждут

ОСК и частные акционеры разделили компанию

Государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) удалось получить операционный контроль над астраханской группой "Каспийская энергия", которая строит буровые платформы для шельфа. Официально ОСК купила контрольный пакет акций группы у Ильи Кокарева и Дмитрия Пальцева еще в 2011 году, но де-факто сделка так и не была окончательно закрыта, и компанией управлял менеджмент, назначенный прежними собственниками. Но ОСК получила лишь производственные активы группы, а ключевой инженерный дивизион "Каспийской энергии" остался у частных акционеров.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

О том, что сегодня у управляющей компании группы "Каспийская энергия" ООО "Каспийская энергия Управление" (КЭУ) сменится гендиректор, "Ъ" рассказали в самой группе. Новым руководителем компании стал Константин Григорьев, который представляет интересы ОСК. По данным источников "Ъ" на рынке, его последним местом работы была компания Madelix, которая занимается зарубежными нефтегазовыми проектами, до 2011 года господин Григорьев был директором департамента зарубежного и специального строительства "Стройтрансгаза" Геннадия Тимченко. И. о. гендиректора холдингового ОАО "Росшельф", через которое ОСК владеет промышленными активами группы, Сергей Штриков подтвердил "Ъ", что вчера подписал указ о назначении Константина Григорьева, представил его управляющим директорам "Каспийской энергии" и рассказал им о новой стратегии группы. Михаил Чемодуров, возглавлявший КЭУ с 2011 года, подтвердил "Ъ", что теперь "управление группой полностью переходит ОСК".

В "Каспийскую энергию" входят промышленные активы — судозавод "Лотос" и Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО), а также инженерное ООО "Центр морских технологий "Шельф"" (ЦМТ "Шельф), в которое входят ЦКБ "Коралл" в Севастополе и КБ "Вымпел" в Нижнем Новгороде. Сейчас группа строит буровую установку "Меркурий" для Eurasia Drilling, ледостойкую стационарную платформу (ЛСП-1) для месторождения им. Владимира Филановского ЛУКОЙЛа, крановое судно для Dragon Oil и пять буксиров для OMS Shipping. Текущий портфель заказов оценивается в 16 млрд руб.

Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, говорят, что со сменой гендиректора КЭУ ОСК "наконец получила операционный контроль над промышленными активами группы". Официально корпорация приобрела контрольный пакет (размер не раскрывается) "Каспийской энергии" еще в 2011 году у Ильи Кокарева и Дмитрия Пальцева в рамках масштабной консолидации судостроительных активов, которую вел экс-президент ОСК Роман Троценко.

Но "установить полноценный управленческий контроль над группой ОСК так и не удалось", рассказывают источники "Ъ". Дело в том, что сделка была "сложно структурирована" и частные акционеры "сохранили пакеты в ряде ключевых компаний, входящих в группу", поясняет один из собеседников "Ъ".

Кроме того, отмечает он, "окончательно завершить процесс консолидации менеджменту ОСК помешали многочисленные кадровые перестановки в корпорации и внутренняя борьба разных групп влияния". В итоге, рассказывают источники, у "Каспийской энергии" возникли проблемы с финансированием заказов, в прошлом году группа не смогла получить крупный заказ ЛУКОЙЛа на ЛСП-2 для месторождения им. Филановского. В конце 2013 года стало известно о том, что глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов пожаловался Владимиру Путину на то, что ОСК срывает сроки строительства ЛСП-1, из-за чего могут быть перенесены сроки освоения месторождения.

В итоге, отмечают источники, на этом фоне в 2013 году частные акционеры "вернули себе контроль" над инженерным ЦМТ "Шельф" и могли влиять на управление АСПО. Через КЭУ у них сохранялось и операционное влияние на ООО "КНРГ Проекты", которое управляет проектами и закупками группы. Собеседники "Ъ" говорят, что в группе возникли "достаточно острые внутренние противоречия по вопросам управления", а положение с финансированием текущих проектов со стороны ОСК продолжало осложняться. В итоге "нужно было срочно искать выход и оздоравливать компанию". "Крайне необходимо было найти средства на достройку ЛСП-1",— подчеркивает один из собеседников "Ъ". Было решено, рассказывают они, что ОСК отойдет операционный контроль над производственными площадками через КЭУ, прежние собственники оставляют за собой инженерный дивизион (ЦМТ "Шельф"). По данным "СПАРК-Интерфакс", на 13 марта 67,3% ЦМТ принадлежали кипрской Classide Holdings Limited, а оставшийся пакет — ЦКБ "Коралл".

Источник "Ъ" в судостроительной отрасли говорит, что "КБ "Вымпел" одно из лучших в своем секторе, а ЦКБ "Коралл" — вообще ведущее в постсоветском пространстве". По данным ЦКБ "Коралла", оно может проектировать буровые платформы, плавкраны, суда-трубоукладчики и т. д. По словам собеседника "Ъ", все остальные предприятия "Каспийской энергии" в Астрахани после завершения работ по строительству ЛСП-1 станут "просто проблемным активом, который постоянно требует заказов и денежных вливаний". Другой источник "Ъ" добавляет, что у севастопольского "Коралла" "вообще большие перспективы крупных заказов", учитывая последние обещания российских властей загрузить крымские судостроительные предприятия.

Егор Попов, Анатолий Джумайло

Вся лента