Старошведские джазмены

Григорий Дурново о Swedish Azz в культурном центре «Дом»

Завсегдатаям "Дома" не надо объяснять, кто такой Матс Густафссон, ниспровергатель, разрушитель и созидатель в современном скандинавском и вообще европейском авангардном джазе и вообще импровизационной музыке. Этот саксофонист с натурой панка и гибкостью джазмена участвует в массе самых радикальных проектов, вплетая клекот духовых инструментов в шум, создаваемый акустическими и электронными способами (Густафссон и сам большой любитель поизвлекать всякие причудливые и злые звуки из разных устройств). Два раза Густафссон появлялся здесь вместе со своим шведско-норвежским трио The Thing, приобретшим славу благодаря сплаву авангардного джаза и рок-музыки 1990-х. При этом если хоть сколько-то представлять себе актуальные проекты с участием Густафссона, то The Thing покажется одним из самых спокойных и легких для восприятия.

Фото: Tuva Holmlander

При всей революционности, в условиях подчеркнутого отказа от идеи развлекать людей, Густафссон — музыкант, глубоко укорененный в джазовую традицию. Не случайно на последнем альбоме The Thing звучит пьеса Дюка Эллингтона. Проект Swedish Azz, который Густафссон организовал вместе с тубистом, участником различных больших импровизационных составов Пером-Оке Холмландером, посвящен малоизвестной у нас теме — старому шведскому джазу. Причем этот самый старый шведский джаз звучит в их проекте в оригинале — с виниловых пластинок (естественно, подвергнутый всяким обработкам в реальном времени), а уж музыканты (помимо Густафссона и Холмландера, это ведущие шведские музыканты — вибрафонист Хьелль Нордесон, барабанщик Эрик Карлссон, и электронщик из Австрии, выступающий под именем dieb13) творят поверх этой самой музыки что-нибудь свое, необыкновенное, но чудесным образом связанное с записанным на пластинки.

Старый шведский джаз не дал миру широко известных имен. Наверное, мало кто у нас следил за творчеством пианистов Пера Хенрика Валлина и Ларса Вернера или саксофониста Ларса Гуллина. Кстати, забавным образом пьеса Гуллина, которая звучит в... даже не знаешь, как сказать,— исполнении, обработке, интерпретации... преобразовании Swedish Azz, опосредованно связана с Россией. Называется она "Fedja" и посвящена шведскому актеру и режиссеру Гесте Экману, поставившему одноименный фильм по "Живому трупу" Толстого.

Музыканты Swedish Azz создают что-то вроде звучащего пространства или даже, не побоюсь этого слова, континуума, так что порой почти не замечаешь, как старая душевная мелодия в духе Бродвея трансформируется в слегка насмешливое соло тубы и как оно в свою очередь как бы растворяется в электронном гуле. Густафссон с коллегами не особо и свирепствуют по части громкости и диссонансов, их эксперименты и импровизации порой звучат вполне умиротворяюще. Радикализм Swedish Azz в другом: своими не то коллажами, не то пейзажами, не то передачей музыкального движения музыканты фактически демонстрируют, что такое связь времен, и предлагают слушателям самим проникать вглубь этой связи, изучать ее и заглядывать в будущее. По Густафссону, будущее явно за винилом: во всяком случае записи Swedish Azz выходят только на таких грампластинках. Ну а на каких же еще.



«Мы очень старомодны»

Тубист Пер-Оке Холмландер рассказал Григорию Дурново об истории создания проекта Swedish Azz,о том, каково играть в нескольких больших импровизационных составах, и о любви к винилу.

Как возникла идея Swedish Azz?

У нас с Матсом в начале 2000-х была группа под названием DJustable. Она просуществовала недолго, и после ее кончины мы стали обсуждать, что бы сделать еще. А можем ли мы исполнять нашу любимую шведскую классику в новом контексте? Каким образом? Вот так и родилась идея Swedish Azz. Потребовалось несколько лет, и когда Матса выбрали артистом года на джазовом фестивале в Умео в 2008 году, у нас появилась возможность осуществить этот проект. И все заработало!

Как вы работаете в рамках этого проекта? Выбираете ли вы сначала старую композицию, которую будете семплировать, и после этого придумываете какие-то новые идеи поверх нее, или, наоборот, сначала придумываете какую-то новую музыку или шум, а потом вставляете семпл старой композиции?

В основном первый вариант. Поиск подходящего материала — это непрерывный процесс, и не такой уж легкий. Я все время рыщу в поисках новых мелодий.

Мы много знаем о Матсе Густафссоне — все-таки он приезжал сюда неоднократно. Тем не менее хотел бы спросить, каково это — работать с ним? Чем работа с ним вдохновляет вас?

Да всем! Матс вдохновляет, как может вдохновлять дорогой друг и неподражаемый музыкант. У Матса бездна позитивной энергии. Он генератор. Он потрясающий!

Вы были и являетесь участником различных больших ансамблей импровизационной музыки. Какого рода опыт это вам дает? Не планируете ли вы собрать собственный состав такого рода?

Да, мне повезло побывать в составе нескольких больших ансамблей. Опыт несколько различен: с Петером Бретцманном надо играть жестко, с Барри Гаем — точно, с Кеном Вандермарком — с ощущением тактов и свинга, с Fire! Orchestra надо просто быть крошечной частью чего-то очень большого, с Yun Kan 10 — играть, как маленький ансамбль внутри большого... и так далее. Все это потому, что они, к счастью, очень разные — но и, конечно, во многом похожие.

Я иногда работаю с большим импровизационным составом, мы играем на шествиях под открытым небом.

Почему и как вы решили использовать чимбассо?

Кто-то же должен был это сделать!!! Мелодические возможности и очень особенный тембр этого инструмента очень хорошо подходят для нашей работы в Swedish Azz. Я тубист, а чимбассо дает мне возможность взглянуть на все под другим углом.

Вы играете еще и на тромбоне и других духовых инструментах. Используете ли вы их в Swedish Azz? К каждому ли из них у вас особое отношение?

Иногда я играю на тромбоне и эуфониуме, но в Swedish Azz использую только тубу и чимбассо. Все инструменты отличаются друг от друга, и я стараюсь выбирать подходящий для каждой ситуации. Но туба — мой первый и главный инструмент.

Известно, что Матс — большой любитель винила. Вы тоже? Почему Swedish Azz настолько сосредоточены на виниле?

Я люблю винил, но не схожу по нему с ума, как Матс. У меня маленькая коллекция, зато у нее есть своя собственная сущность. Его коллекция громадна и производит мощный эффект. А в рамках Swedish Azz винил и его использование — часть музыки. Мы очень старомодны, так что музыка Azz должна быть на виниле. И только!


"Дом", 4 апреля, 20.00

Григорий Дурново

Вся лента