Санкции не пошли в дело
Японские инвесторы готовы их игнорировать до тех пор, пока Россия — не Иран
Политические санкции не станут препятствием для работы бизнеса и взаимных инвестиций, сошлись во мнении участники российско-японского форума в Токио, завершившегося в среду. Накануне правительство Японии объявило о введении санкций в связи с кризисом на Украине и заморозило подписание двустороннего инвестиционного соглашения. Представители бизнеса, в том числе глава "Роснефти" Игорь Сечин, тем не менее заявили об отказе от пересмотра собственных планов. По их оценке, к разрыву экономических связей могла бы привести лишь финансовая блокада РФ — пока же пристальное внимание японских инвесторов вызывает курс рубля и особые экономические зоны на Дальнем Востоке.
Торговый оборот с Японией в прошлом году увеличился до $34,8 млрд, опередив показатели торговли с США и Турцией. При этом помимо энергетики (на энергоресурсы приходится 85% российского экспорта) развивать стороны намерены также лесопереработку, фармацевтику и сельское хозяйство. Пока объем инвестиций из Японии на порядок уступает показателям европейских стран (на ЕС приходится 75% прямых инвестиций в российскую экономику, их общий объем в 2012 году составил $86,2 млрд).
"Мы получили подтверждение от японских партнеров в необходимости дальнейшего развития экономических отношений независимо от политических событий",— заявил замминистра экономики РФ Алексей Лихачев на российско-японском инвестфоруме, прошедшем в Токио, комментируя введение санкций правительством страны. Напомним, МИД Японии во вторник объявил о прекращении подготовки двустороннего соглашения по инвестициям и отказе от облегчения визового режима для граждан РФ. Алексей Лихачев пояснил, что соглашение предполагало обновление договора об избежании двойного наогообложения и упрощение миграционного законодательства, на котором настаивала японская сторона.
Санкции не нанесут ущерб бизнесу,— заверяют в экономических ведомствах обеих стран, несмотря на очевидное охлаждение отношений на высшем уровне: главы российских министерств, чье участие в форуме было анонсировано заранее, в срочном порядке отменили визиты в Токио. В Минэкономики Японии на этом фоне призывают "учитывать не только политическую позицию страны, но и позицию японского бизнеса". Новые санкции, о возможности введения которых во вторник объявил премьер-министр страны Синдзо Абэ, "будут приняты лишь в случае совместной инициативы Группы семи либо Совбеза ООН",— пояснил "Ъ" глава департамента Министерства по работе со странами СНГ Ацуо Секи.
Среди основных препятствий к ведению бизнеса в РФ японские инвесторы по-прежнему отмечают высокие административные барьеры. "Для открытия нового завода площадку мы искали три года, собрав четыре метра (в высоту) различной документации",— поделились опытом в компании Komatsu, производящей строительную технику. Санкции между тем инвесторов пока не пугают: "Все шесть крупнейших торговых домов Японии участвуют в форуме. Мы не замечаем обострения ситуации",— отмечают члены бизнес-ассоциации Rotobo.
По словам бизнесменов, покинуть российский рынок их может вынудить расширение экономических санкций, если Россия окажется в финансовой блокаде, аналогичной режиму в отношении Ирана. Пока же на форуме предпочитают обсуждать ослабление рубля и создание зон опережающего развития на Дальнем Востоке, которые по планам российского правительства должны быть "сопоставимы по привлекательности со стратегическими зонами Японии или Южной Кореи".
Что касается российского бизнеса, то компании в Японии зачастую ищут "не столько финансовый рычаг, сколько возможность сформировать стратегическое партнерство и получить доступ к технологиям",— считает сопредеседатель "Деловой России" Алексей Репик. По его словам, именно партнерство со странами АТР поможет диверсифицировать российский экспорт. Так, первый вице-президент "Транснефти" Юрий Лисин назвал приоритетным формат партнерства "70/30", когда большая часть продукции закупается за рубежом, однако 20-30% от объема заказа должны быть произведены в РФ с раскрытием технологии производства и конструкторской документации. "Просто покупка и поставка — устаревший принцип",— заключил господин Лисин. Впрочем, самое весомое предложение форума с российской стороны огласил президент Роснефти Игорь Сечин, пригласивший потенциальных инвесторов к участию в шельфовых проектах на всех стадиях — от разработки и добычи до поставки (объем инвестиций должен составить порядка $400 млрд). Гарантировать возврат инвестиций и рентабельность, как и в случае с ОЭЗ, помогут фискальные льготы,— заверил господин Сечин.