Калининград уйдет транзитом
В местном аэропорту снова хотят построить хаб
Инвесторы калининградского аэропорта Храброво, среди которых структура бывшего главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, планируют реализовать там девелоперский проект на 5 млрд руб. с возрождением идеи создания на базе предприятия крупного транзитного узла. Речь идет о введении в Калининграде безвизового режима на 72 часа и организации в аэропорту хаба между Россией и Европой. До кризиса аналогичный проект пыталась развивать местная «КД авиа», но обанкротилась. Теперь инвесторы также ищут партнера среди крупных перевозчиков, но последние пока сомневаются в перспективах проекта.
Гендиректор ООО «Аэроинвест» (основной инвестор аэропорта Храброво) Егор Соломатин рассказал “Ъ”, что к 2017 году в Калининграде планируется реализовать проект «Аэропорт сити». Кроме аэропорта в него войдут гостиница, бизнес-центр и аутлет. Общий объем вложений составит 5 млрд руб., из них 2 млрд руб. пойдут на реконструкцию Храброво, 3 млрд руб.— в сопутствующую инфраструктуру. Новый аэровокзальный комплекс площадью около 52 тыс. кв. м планируется ввести в 2015 году. К чемпионату миру по футболу закончится строительство неавиационной инфраструктуры. По словам топ-менеджера, площадь гостиницы составит не менее 7 тыс. кв. м, а бизнес-центра — 5–7 тыс. кв. м.
Аэропорт Храброво расположен в 17 км от Калининграда. Выручка в 2012 году — 781 млн руб., чистая прибыль — 35 млн руб. Пассажиропоток в 2013 году — 1,3 млн человек (рост на 10,5%).В ЗАО «Аэропорт Храброво» 74% у ООО «Аэроинвест» (контролируется структурами бывшего главы Кабардино-Балкарии и владельца группы «Синдика» Арсена Канокова), остальные бумаги в собственности компаний, аффилированных с ВЭБом. В первом полугодии власти региона должны купить 10–20% акций аэропорта за 30 млн руб., сообщил господин Соломатин.
В «Аэроинвесте» прогнозируют, что проект окупится за пять-шесть лет, в том числе за счет налоговых льгот калининградской ОЭЗ. Но не мене важным для его реализации является развитие Храброво как хаба для рейсов из России в Европу. В рамках этого проекта обсуждается введение в аэропорту безвизового режима на 72 часа (решение должно быть принято во втором полугодии). Также обсуждается вариант введения «открытого неба» на двух маршрутах из европейских городов. Однако Храброво пока не определилось с главным — базовым авиаперевозчиком для этой схемы.
До кризиса аналогичный проект в Калининграде развивала местная «КД авиа». Почти 80% ее пассажиропотока обеспечивал транзит в Европу. В 2008 году «КД авиа» увеличила перевозки на 95% — до 1,3 млн человек. Но кризис застал авиакомпанию в середине инвестиционного цикла, и она обанкротилась. Сейчас переговоры идут с «Аэрофлотом», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирью» и европейскими низкобюджетными перевозчиками, говорит господин Соломатин (в Храброво уже летает немецкая Air Berlin и испанская Vueling). В «Аэрофлоте» отказались от комментариев. Но источник, близкий к перевозчику, говорит, что в качестве хаба он рассматривает Петербург и Сочи как «более экономичные и удобные». В «ЮТэйр» отметили лишь, что постоянно ведут переговоры с аэропортами о расширении маршрутной сети. В «Трансаэро» уточнили, что планы компании сосредоточены на развитии полетов между Калининградом и Москвой в качестве хаба.
Глава отдела стратегического консалтинга JLL Юлия Никуличева отмечает, что для окупаемости связанных девелоперских проектов аэропорт обязательно должен быть хабом с высокой долей международных рейсов. При этом спрос на офисные площади больше зависит от деловой активности в самом Калининграде, чьего внутреннего спроса вряд ли хватит для обеспечения инвестиционной привлекательности такого проекта.