Игорь Сечин позвал Японию на Дальний Восток
Начал работу VI Российско-японский инвестиционный форум
Несмотря на присоединение Японии к санкциям против России, VI Российско-японский инвестиционный форум сегодня благополучно открылся. В рамках форума «Роснефть» предложила японским инвесторам поучаствовать как в трех крупных инвестпроектах на Дальнем Востоке, так и в ее собственном капитале. Но пока на форуме крупных соглашений не подписано.
В среду в Токио открылся VI Российско-японский инвестиционный форум. Наиболее интригующим было то, что перед форумом Япония присоединилась к санкциям против России. Официальный Токио осудил присоединение Крыма к России и по примеру западных стран ввел санкции, хотя и в мягкой форме. Япония приостановила консультации о смягчении визового режима и заморозила начало переговоров о заключении трех договоров — об инвестиционном сотрудничестве, о сотрудничестве в освоении космоса и предотвращении опасной военной деятельности. Тем не менее генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга уточнил, что Япония не будет препятствовать культурным и экономическим связям обеих стран.
Главным спикером со стороны России в Токио стал президент государственной «Роснефти» Игорь Сечин, который также мог подпасть под персональные санкции западных стран в отношении чиновников и менеджеров российских госкомпаний (см. „Ъ“ от 17 марта). Господин Сечин предложил Японии принять участие в трех крупных инвестпроектах «Роснефти» на Дальнем Востоке.
Первый — это проект «Дальневосточный СПГ», ввод первой очереди которого мощностью 5 млн тонн намечен на 2018 год. Второй — Восточная нефтехимическая компания (нефтехимический комплекс мощностью 24 млн тонн в Приморском крае). Стоимость этого проекта оценивается в $40 млрд. Также «Роснефть» пригласила японских инвесторов к участию в создании судостроительного кластера на Дальнем Востоке для обеспечения нужд шельфовой нефтедобычи. Согласно докладу Игоря Сечина, только в Карском море компании понадобится более чем 500 единиц уникальной морской техники, не меньшим спрос будет и на шельфе Дальнего Востока. По словам господина Сечина, таким образом, «Роснефть» предлагает «существенное расширение инвестиционных возможностей путем вхождения в капитал высокодоходных добывающих и перерабатывающих компаний в России с минимальными рисками».
Господин Сечин также предложил японским инвесторам приобретать акции «Роснефти», обещая рост их стоимости после пересмотра запасов. «В результате волатильности рынков, связанных с украинским кризисом, снизилась стоимость акций „Роснефти“,— сказал он.— Японские партнеры тоже могут получить выгоду. К осени поставим новые запасы на баланс нашей компании, стоимость акций вырастет, и тот, кто смог сейчас воспользоваться низким ценовым предложением, сможет иметь выгоды в перспективе».
По словам Игоря Сечина, он сам и другие менеджеры «Роснефти» уже воспользовались падением бумаг «Роснефти» и пополнили свои пакеты акций компании. Пока размер приобретенных пакетов не раскрывается.
Господин Сечин коснулся и темы организации подводной электропередачи с Сахалина на остров Хоккайдо, которая возникла еще при РАО «ЕЭС России» и обрела второе дыхание после катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1», когда Япония закрыла большинство атомных станций. Каждый раз эта тема поднимается во время российско-японских переговоров по любой экономической тематике, но пока существует только на бумаге. «Технологическое решение вопроса есть,— утверждает господин Сечин.— Установка подводного кабеля — это достаточно дешевая технология, а от Сахалина до Хоккайдо всего 40 км».
Но новых больших российско-японских договоренностей на форуме пока не заключено. По итогам первого дня «Роснефть» и Marubeni договорились развивать партнерство в рамках новых шельфовых проектов, сообщила «Роснефть». А группа FESCO (подконтрольна группе «Сумма»), Объединенная зерновая компания и та же Marubeni договорились об увеличении объемов экспорта зерна из дальневосточных портов. РАО «ЭС Востока» (входит в государственную «РусГидро») подписало декларацию о намерениях в области разработки возобновляемых источников энергии с японской правительственной организацией NEDO.