Marubeni Corporation готова инвестировать в Приморье
Компания подключилась к строительству зернового терминала
Меморандум о развитии проекта строительства зернового терминала в Приморье подписан в ходе VI Российско-японского инвестиционного форума, проходившего в Токио 19–20 марта. Российский участник проекта уже выкупил 100 га земли в Хасанском районе Приморья, ведется работа по включению проекта в федеральную целевую программу развития портов.
Документ о сотрудничестве в реализации проекта строительства зернового терминала в бухте Троица в Хасанском районе Приморского края подписан тремя компаниями. С одной стороны — японской корпорацией Marubeni Corporation. С другой — Объединенной зерновой корпорацией (ОЗК) и транспортной группой FESCO, у которых общий собственник: группа «Сумма» владеет 32,5% Fesco и 50% минус одной акцией ОЗК.
«Проект создания современного производства по перегрузке и транспортировке зерна — один из важнейших для экономики региона. Он позволит резко увеличить налоговые поступления в бюджеты самых разных уровней — Приморского края и Хасанского района, создаст сотни рабочих мест»,— подчеркнул директор Департамента международного сотрудничества и развития туризма Приморья Алексей Старичков.
По его словам, развитие транспорта и транспортной инфраструктуры — наиболее важные задачи для Приморья.
Справка „Ъ“:
VI Российско-японский инвестиционный форум прошел в Токио 19–20 марта. Морской порт в бухте Троицы — незамерзающий порт на юге Дальнего Востока России. Он находится на стыке границ России, Китая, КНДР и морской границы с Японией, Республикой Кореей и соответственно является удобными морскими воротами для внешнеэкономической деятельности деловых кругов России, Китая, Японии, Южной Кореи, а также Монголии и иных стран АТР. Порт специализируется на экспортной отгрузке леса, импорте автомобилей из Японии и обслуживании грузопассажирской паромной линии КНР — Зарубино — Сокчо (Республика Корея).
ООО «Транс Групп АС» и близкие ей компании контролируют более 50% акций АО «Морской порт в бухте Троицы», ООО «Три Е» (Владивосток) принадлежит 10%.
Сейчас в Приморье отправлять зерно за рубеж можно через Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Мощность зернового терминала составляет около 700 тыс. тонн в год. «Объединенная зерновая компания», объявившая о планах строительства зернового терминала в Приморье в 2012 году, предлагает построить терминал в несколько раз более более мощный. Детальный план проекта терминала ОЗК представила на Красноярском экономическом форуме. В презентации говорилось, что в строительстве примет участие группа «Сумма». Предполагается два этапа. По окончании первого, с 2014 по 2018, мощность терминала составит 5 млн тонн зерна. По завершении второго, с 2018 по 2020 год, терминал сможет перерабатывать 10 млн тонн зерна.
«Приоритетной задачей ОЗК является построение современной экспортно ориентированной зерновой логистической инфраструктуры, в том числе формирование восточного зернового коридора», — сказал на форуме в Красноярске и. о. генерального директора ОЗК Арам Гукасян.
Проект планируется реализовать на основе государственно-частного партнерства. Объем частных инвестиций оценивается в $290 млн. Мощность терминала на первом этапе к 2018 году составит 5 млн тонн, на втором этапе, к 2020 году — 10 млн тонн. Терминал будет ориентирован, в том числе, на перевалку транзитных грузов из северо-восточных в южные провинции Китая. Потребности китайского транзита к 2020 году, как ожидается, составят 4–6 млн тонн в год, к 2030 году — 8–10 млн тонн.
В реализации проекта заинтересованы все страны Северо-Восточной Азии. Японский бизнес, уже выращивающий в Амурской области сельхозкультуры, намерен расширить свою сельскохозяйственную деятельность на землях российского Дальнего Востока. С этой целью японский банк Hokkaido bank LTD в конце прошлого года предложил Минэкономразвития России создать в Хабаровском и Приморском краях особые экономические зоны (ОЭЗ). Hokkaido bank LTD, открывший на прошлой неделе представительство во Владивостоке, уже формирует пул инвесторов из японских компаний и готовит конкретные предложения по созданию ОЭЗ. Японцы планируют выращивать зерновые, сою и гречиху.
Республика Корея тоже заинтересована в зерновом терминале. «На территории Приморского края работает несколько корейских сельхозпредприятий, которые сталкиваются со сложностями при реализации своей продукции из-за недостаточно развитой транспортно-логистической инфраструктуры»,— отметил генеральный консул во Владивостоке Ли Ян Гу.
По официальным данным, в Приморском крае ежегодно выращивается 125 тыс. тонн сои, 120 тыс. тонн кукурузы, 80 тыс. тонн риса и более 30 тыс. тонн фуражной пшеницы. «При наличии рынка сбыта сельхозпроизводители готовы в несколько раз увеличить объемы производства, возможности для этого в крае есть»,— утверждают специалисты департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморья.