"Задача экспертизы — разобраться в корректности замечаний"
Научное сообщество вступилось за запрещенные учебники
Более 20 тыс. человек подписали петицию за пересмотр федерального перечня школьных учебников. Возмущение научного сообщества вызвал тот факт, что Минобрнауки не включило в список пособий более 130 книг. Среди них признанные в образовательных кругах пособия Людмилы Петерсон по математике и популярный учебник Happy English. Завкафедрой психологии образования МПГУ Алексей Обухов прокомментировал ситуацию ведущей Анне Казаковой.
Чиновники винят издателей в неправильном оформлении заявок, эксперты ссылаются на недостаток патриотизма в учебнике Петерсон.
— В чем претензии к запрещенным учебникам?
— У меня претензии в основном к самому регламенту процедуры экспертизы. Дело в том, что в одной лишь из трех рецензий масса замечаний, которые апеллируются по сути, потому что они некорректны. Но только именно по этой отрицательной рецензии учебники исключаются из списка, и это некорректная процедура, с моей точки зрения.
— Подписи собраны, что дальше будет?
— Речь идет о пересмотре решения о принятии в список этих учебников и регламента отклонения. С моей точки зрения, принципиально важно ввести наличие обратной связи с авторами, которые на замечания экспертов либо соглашаются, либо аргументируют, почему замечание некорректно.
В данном случае была ситуация вопиющая, когда были абсолютно вкусовые вещи, мол, у наших детей учебник математики можно иллюстрировать только русскими персонажами или нужно обязательно иметь символику, геральдику Российской Федерации. Это не относится к математике, как вы понимаете.
И, в частности, это являлось основанием отклонения. Одна идея экспертизы очень важная, потому что учебники должны детально анализироваться перед тем, как издаваться и включаться в те или иные списки, рекомендуемые для школ, но вопрос в процедуре.
— Есть шанс вернуть учебники детям, как вы полагаете?
— Я надеюсь на это, поскольку данный учебник много лет существует, это не значит, что его не нужно развивать и дорабатывать, но практика показывает, что сейчас в начальной школе учебника по математике такого уровня практически больше нет.
— Например, в своем отрицательном отзыве на учебник Людмилы Петерсон по математике для первого класса одна из экспертов, Любовь Ульяхина, говорит, что учебник не способствует развитию этических чувств, доброжелательности, эмоциональной нравственной отзывчивости, формированию патриотизма и так далее. Что нужно изменить для того, чтобы этот учебник снова попал в разрешенный список?
— Я не согласен, что нужно с такого рода замечаниями соглашаться. Как раз задача профессиональной экспертизы — разобраться в существе дела, корректности замечания.
Вы привели пример некорректного замечания. Причем здесь математика? Сам эксперт использует такое понятие как "объем круга". Это показывает квалификацию эксперта как математика, который не понимает категориальный аппарат математики. А апелляция к тому, что математика у нас должна воспитывать патриотизм?
Кроме того эксперт пошел по принципу выдергивания фрагментов из общего текста. Если она говорит, что патриотизм воспитывается картинками из русских произведений, там таких картинок тоже много, но она уделяет внимание, что нельзя из сказок Шарля Перро или других достойных авторов тоже учитывать.
— Каким образом эти критерии были применены для того, чтобы эти пособия попали в федеральный перечень школьных учебников?
— Мне трудно сказать, я не участвовал в составлении критериев к экспертизе. Такой критерий как патриотизм очень обтекаемый, и, кроме того, мы понимаем, что есть общий критерий ко всем учебникам.